Формула прекрасной песни
Я просто не разрешаю петь не выразительно!
С самой младшей группы глазки, ручки должны участвовать в исполнении песни. Я настолько приучаю к этому детей, что это становится уже просто обязательным условием исполнения! Именно с младшей группы! И пусть пока не все реагируют на это и делают, как надо - всё равно, где-то в подкорке у них складывается стереотип- как надо петь!
Дети с младшей группы знают, что самое выразительное а пении- это глазки... так покажите глазками - как вы любите маму, как вам весело кататься на санках, как вам жалко котенка... то есть подводы к владению мимикой делаются уже даже у малышей.
В средней группе дети знакомятся с терминами "мимика", "жесты", и без них уже песня невозможна!
Только СРАЗУ надо приучать детей к тому, что и мимика, а особенно жесты должны быть УМЕСТНЫ!!!! То есть применяемы только тогда, когда это требуется по тексту! Иногда достаточно одного-двух жестов, лучше побольше выразительной мимики!
Иначе призыв выражать свои эмоции жестами воспринимается детьми СЛИШКОМ буквально, и они начинают махать руками совершенно лишне и бесконтрольно! Вот тут, именно в средних группах надо объяснить уместность жестов и их логичность... иначе в старших-подготовительных группах будет очень трудно убрать эти бесконтрольные махания -"отпугивания комаров"... и пение 25 человек с бесцельным размахиванием руками будет смотреться некрасиво... а переучить будет уже сложнее...
Потом очень показателен приём "показа от обратного"... когда показываешь - как НЕ НАДО делать и как НАДО. Сравнительный -наглядный метод ОЧЕНЬ показателен, в этом со мной многие девочки на форуме уже соглашались!
Показываю детям как поют некоторые из них.. (не называя имен, конечно) - с каменным, даже суровым лицом, зажатыми кулачками - и это песня про весну, маму!!!! Ребята ухохатываются на этот мой утрированный показ...
И показываю мягкое, нежное пение с выразительным, ласковым выражением лица, мягким жестом....
Спрашиваю: как лучше? Ответ очевиден... "Так что же мешает ВАМ сделать также?" Дети сразу же мысленно перестраиваются!
У нас в музыкальном зале постоянно на видном месте находится эта СХЕМА ПЕСНИ:
И дети абсолютно четко знают, что песня- это: мелодия, слова и выразительность!
Именно эти 3 составляющих дают нам настоящую песню! убери что-то из неё - и песня не состоится!
Проведите с детьми эксперименты - убирая какой-то компонент из этой схемы! будет ли песня красивой, если убрать хоть одну из её составляющих?
Они смеются, слыша или:
-песню без правильно спетой мелодии,
-или без чётко произнесенных слов,
-или спетую как робот - без эмоций и с каменным взглядом...
И, конечно же: театральные этюды, которые применяются и разыгрываются в разделе "ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ" дают колоссальные результаты!
Дети играют в эти персонажи, пропевая их партии, учатся даже в распевках использовать жесты и мимику!
А уж если в распевках быть актером, то в пении- сам Бог велел.... иначе зачем упражнялись? Не только дикцию и интонацию высокую тренировали, но и артистизм в пении!!!
Вы обижаете песню... обижаете меня... мне неинтересно вас было слушать... песня заболела, надо полечить... тогда я тоже буду играть кое-как.... тут столько можно найти мотиваций для стараний! Каждый музыкант знает - какую струнку детей надо затронуть, чтобы был эффект преобразования... надо только захотеть ...
Подробнее обо всём этом - здесь: