Маленькие секреты большого пения

Все мы – практики, и для нас ОЧЕНЬ важно, чтобы те ТЕОРИИ, которые рекомендуют нам, музыкантам, находили своё ПОДТВЕРЖДЕНИЕ на ПРАКТИКЕ. Если этого нет, то теория мертва и неприменима, как бы её не рекламировали!

Дело в том, что все мы с самых первых лет работы в детском саду, теоретически знаем - какие методические приёмы надо применять, чтобы пение, всё-таки, состоялось, чтобы оно стало
 ПЕНИЕМ, а не проговариванием слов , а ещё хуже- криком под музыку.

Ведь казалось бы, мы все в курсе, что петь надо – не только фронтально (хотя многие этим грешат). И по подгруппам, и отдельно - мальчики- девочки, и цепочкой, и по рядам, и стоя, и сидя, и в разных частях зала… а пения, которое бы нас удовлетворяло… нет. Почему?

Давайте будем честными сами с собой: скорее всего, мы 
МАЛО применяем выше перечисленные приёмы пения, или применяем их редко, эпизодически. 
Если делать это систематически, то результат будет обязательно.

Но вот что интересно – теория для всех одна- почему же, всё-таки, у кого-то из музыкантов получается раздел пения, а у кого-то нет…

Я абсолютно уверена,
 что тут дело в тех тонкостях, нюансах, индивидуальном , личностном подходе, который и перевешивает эту чашу весов в лучшую сторону.

У каждого музыканта есть такие приёмы, наработанные за годы практики, которые и превращают пение- в ПЕНИЕ. И об этих приёмах нигде не пишут, потому что это настолько индивидуально, тонко и хрупко, что их трудно давать в рекомендациях… только так- «из уст в уста..» но именно они помогают в работе, и рождаются они мгновенно, интуитивно, в зависимости от сложившейся ситуации…

Эти приёмы, казалось бы, просты и очевидны… и, скорее всего, вы тоже их применяете, …а кому-то и в голову не придёт поговорить с детьми на эти темы, но если мы поделимся своими маленькими секретами, которые нигде не напечатаны, но которые, собственно, и дают нужный эффект – всем станет лучше!

Не в качестве рекламы, но если вы спрашиваете меня- я расскажу вам о своих приёмах, которых очень много:


Ну, например:

1. Ни одно занятие не проходит без игрового распевания или распевания вообще. Это занимает 2-3-минуты, но имеет прекрасный результат в пении. Пренебрежение к этому виду деятельности может иметь огромные последствия, за своё пренебрежение распеванием( то есть осознанной тренировкой голоса), мы можем заплатить слишком высокую цену- наши дети не научатся петь... 
И обязательно после распевания делать акцент на то, что мы теперь 
высокий и средний голосок из этой распевки не оставляем жить в картинке, а ЗАБИРАЕМ с собой в ПЕСЕНКУ.

У вас бывало такое, что дети в распевании поют высоко, а как только начинается пение- всё! басят и гудят, как сломанный патефон и раненый тигр?

Остановите пение –( обыграйте эту ситуацию(... ребята, к нам пришел динозавр- слышали, как рычал?)
Почему я остановила песню?) Посмотрите ещё раз на картинку из распевания, или напомните детям, что 
ТОЛЬКО что их голоса были высокими - куда же они делись- поищите( заглядываем под стульчики, смотрим в карманчиках) « Нашли? Верните его в горлышко, положите в ротик, как конфетку - вот проказник - голосок, вздумал бегать от ребяток!)»
Этот приём действует какое-то время, и голоса резко меняются к лучшему.

2. Прекрасно, что вы, девочки, сделали в своих беседах акцент на то, что многие воспитатели и дети путают понятия:
 громко - звонко. Давайте разберёмся здесь: конечно же, слово «громко» не должно быть в лексиконе муз. занятия. Только «звонко».
Как только дети начинают сбиваться на крик, я тут же беру
 «Схему песни», которая всегда у меня под рукой, и спрашиваю- давайте ещё раз вспомним- из чего состоит песенка?( нотка+ буква+ сердечко)… а значок «крика» здесь есть? Нет… тогда зачем он нам нужен, он только мешает нам, хочет поссорить сердечко, нотку и буквочку, влезть к ним в домик- как медведь в теремок……Всегда говорю ребятам одну фразу:
«Крик- это враг пения», и повторяю её так часто, что спроси у любого ребёнка- и он закончит эту фразу своим картавым говорком. Только я: «Крик…» И они уже хором -«… враг пения»
Конечно, разве можно на песенку кричать? Она же обидится и уйдет от нас, и останемся мы без музыки…( вариантов обыгрывания этой темы можно придумать много)


3. Как добиться звонкого пения? Существует и такая проблема- как только мы убираем крикливое и громкое пение- звук и яркость пения уходят с ними.

Как же это исправить? Дело в том, что многие дети поют зажатым ртом, плохо его открывают. 
Тут очень важен такой показ и рассказ: «Ребята! Я покажу вам сейчас 2 примера - спою эту строчку вот так:
На
 СВОЁМ примере показываю – пение зажатыми губами и зубами- пою какую-то фразу, даже немного утрирую.
И вот так: - открываю шире рот, набираю дыхание и пою звонко.
Как красивее?- дети, конечно, выбирают 2-ой вариант. А почему он лучше? 
Удивительно, но дети не всегда сразу находят ответ по принципу: «найди 10 различий»…Хотя, казалось бы, всё очевидно… 
Но это для нас, взрослых!
А детям это не всегда просто: они должны
 САМИ понять и проговорить это осознанно - почему же изменилось пение?
Помогите им, нарочито покажите ещё раз, пусть они сами увидят разницу в звукоизвлечении и артикуляции. Тут ОЧЕНЬ важен личный пример и показ!
«А вы открывали шире рот..»
Конечно, да! Посмотрите, на что похож круглый ротик?
Дети находят ассоциации: на солнышко, шарик, апельсин итд.

« А теперь я расскажу вам
 историю про песенку, которую посадили за забор и закрыли в темницу. Как она хотела вырваться на свободу! Как пыталась очутиться на воле! Как же нам спасти песенку? Давайте откроем темницу(ротик) и уберём забор(зубки) и тогда путь песенке будет свободен- и она вылетит и запоёт звонко- звонко!»

Ещё можно сравнить песенку с
 птицей, которая сидит в скворечнике, а скворечник заколочен досками.( зубками) Сможет песенка- птичка вылететь? ( показываю пение с почти зажатыми зубами и губами) . А если открыть путь птичке, освободить выход из скворечника(кстати, он тоже круглый, как ротик), свободно и легко птица вылетит из него? Ответ детей очевиден.
« Ребята, давайте попробуем и освободим птицу - песенку!» Пробуем мы оба варианта- и полузакрытым ртом, и открытым, кругленьким!
А попробовав, и убедившись, что
 ТАК петь красивее, в будущем достаточно сказать – выпустите свою птичку из горлышка- как сразу ротик у детей открывается шире, становится круглым и звук становится ярче, звонче.

4. А ещё очень действенный приём, когда дети поют тихо: я предлагаю поискать и найти – где у них находится кнопка для усиления звука? Ну, как в телевизоре… Они серьёзно так ищут… я вместе с ними и, наконец, находим – пупок! Вот она, кнопка! Подвожу к себе ребёнка, говорю: «Ну-ка, где твоя кнопочка, давай проверим- работает?»Ребёнок нажимает на пупочек- и поёт так звонко! Все смеются и тоже пробуют!
А если вдруг срываются на крик- см. пункт 2(«Крик- враг пения!») 

5. Девочки, мы так часто на занятии употребляем словосочетание «чистое пение». Мы просим детей: «Ребята! Пойте чисто!» А понимают ли они смысл этой фразы?

И тут в один прекрасный день, я просто случайно, почти мимоходом спросила детей – а что такое - петь чисто? Я была абсолютно уверена, что ответ последует незамедлительно… И вдруг – тишина, пауза…
«ну, что это такое- «чистое пение»- постирать песню в стиральной машинке, чтобы стала чистой?- Смеются…

Оказывается, дети- не могут сформулировать точно- что это такое, а не понимая задачу- как же они с ней справятся? Они не совсем понимают- чего от них хотят…
Как в КВНе- спрашиваю, повторяя несколько раз вопрос, обращаясь поименно к детям. Ответы детей: «Ну, это петь хорошо, красиво..»
«А что значит - петь хорошо?»,- опять пауза…

Приходится опять прибегать к примерам:
- играю мелодию, и на этом фоне пою, 
страшно фальшивя.
- играю мелодию и пою с ней в унисон.

Что изменилось, как красивей, почему?

И вот только тогда, когда дети
 сами поймут и сформулируют, что голоса должны сливаться воедино: детей, инструмента, музыкального работника или воспитателя: как ручьи сливаются в речку, как цветы в красивый букет, как струи фонтана в красивый рисунок..

Поверьте мне, что для детей такая, казалось бы, простота, вызывает трудность. Интуитивно они знают ответ, но чётко сформулировать не могут. Зато теперь, когда всё встало на свои места и прояснилось - можно смело попросить детей: «Пойте чище!», и ребёнок вас поймёт. 
Только постоянно надо возвращайтесь к этому понятию. И спрашивать на разных занятиях разных детей: «Ой, я забыла… а что такое петь чисто?»… 

Читать дальше...

Регистрация и вход

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0