Маленькие секреты большого пения (продолжение)
6. "Лечить или ..." Я давно поняла, что с детьми надо разговаривать, как с равными, как со своими друзьями, советоваться с ними, обсуждать насущные проблемы...
Очень эффективен ещё один, может быть для кого-то спорный, но очень действенный приём.
Если дети после всех ухищрений, продолжают петь плохо, нечисто, я спокойно останавливаю их нестройный хор и говорю: «Так, ребятки, мы сейчас прервемся ненадолго! Мария Сергеевна отведёт вас в группу, вы там быстренько оденьтесь, а я вас буду ждать на улице!...»
Дети недоумевают, и кто- нибудь , да спросит: «А зачем?»
«Как зачем? Мы сейчас собираемся и дружненько выносим нашу песню на помойку!»
Дети: « Нееет…»
Я: «Как нет? Испорченный товар всегда выкидывают в мусорный бак… Зачем нам такая песня- без мелодии, или без слов, или без выразительности…( смотря, чем я недовольна)
Дети или замолкают в оцепенении, или начинают говорить, мол, не надо….
Я: « Ну, тогда решайте- выкидываем песню или будем её лечить?»
Как же они стараются её вылечить! Тут уж просыпаются все потенциальные и реальные способности и возможности!
А когда дело сделано, я обязательно говорю, что вот теперь песня улыбается вместе с нами, она выздоровела. И как мишке в стихотворении Барто пришили лапку, так и мы починили песенку, и она просто счастлива!
7. «Волшебная юбка» Этот приём получился совсем неожиданно.
Как-то один ребёнок пел так низко, нечисто, и я ужасно переживала, что мама с папой не заложили ему слух… а что нам-то теперь делать?... И я позвала его к себе, чтобы послушать и спеть с ним, поддержав его. Самое интересное и смешное, что, стоя среди ребят, он пел низко, но стоило ему подойти ко мне, положить мне руку на колено, он вдруг(!) спел так тоненько, высоко, ну, почти достал нужную нотку… Я, конечно же, понимаю, что это произошло просто потому, что он очень постарался, но…. В этот момент его рука была на моём колене…
« Ребята! Вы видели, слышали? Рома пел так низко и вдруг запел высоко! А знаете почему? У меня юбка-то волшебная! Кто её коснется- сразу петь правильно начинает!»
Паломников к моей юбке тут же выросла целая очередь…
И, правда( вот сила убеждения и веры в волшебство! ) – никто не басил, все, даже самые гудошники, хоть чуть-чуть.. но повысили интонацию…
Так что теперь, если что, волшебная юбка поможет…
8. Ещё об одном моменте в обучении пению хочется сказать.
По обязанности (я – член аттестационной комиссии, хотя это морально очень тяжкая миссия) приходиться посещать музыкальные занятия во многих детских садах и наблюдать такую картину:
Дети поют плохо, грубо, низко, о выпевании мелодии и говорить не приходится, а музыкальный руководитель говорит: «Молодцы!»
Правильно ли это? Я думаю-нет.
Тут очень тонкая грань: между поощрением и попустительством.
Поощрение и поддержка детям очень нужна, но… попустительство - недопустимо!
Нельзя хвалить за плохое пение! Даже авансом! Можно найти другие слова: мы ещё поработаем, постарайся, послушай. Но…если хвалить за плохое пение, то тогда: и дети, поющие чисто и хорошо, и дети поющие неважно -теряют стимул.
Первые из них думают: если ЭТО- хорошо, тогда зачем стараться?, можно петь и похуже, кое-как..
А вторым приходит в голову мысль- и так похвалили, а раз хорошо- зачем трудиться и петь лучше?
Не позволяйте детям петь неправильно! Запретить, конечно, невозможно… это даже глупо.
Но я своим ребятам говорю: «Я просто не разрешаю вам не стараться и петь плохо.
Если вы не стараетесь, тогда и я стараться не буду, и буду играть вам вот так: играю на фо-но какую-то какофонию, набор диссонансных звуков. Они удивлены и смеются… им непривычно слышать такое исполнение…
«А что вы удивляетесь? Вы - не стараетесь, тогда почему же я должна всё выигрывать? Я тоже буду играть кое-как…»
Я пытаюсь объяснить ребятам, что для меня песня- как ребёнок, и я не могу позволить её обидеть. Я её буду защищать и заботиться о ней, как о вас заботятся родители…
Таким образом я уверена, что нельзя путать поощрение, которое, конечно же, необходимо детям, и стимулирует их стремление к музыкальному и творческому росту, и попустительством, которое этот стимул губит на корню.
9. «Золотая середина»
Это понятие применимо конечно, больше для старших дошколят, которые могут анализировать и сравнивать.
Сначала надо объяснить детям на детских примерах- что же такое :«золотая середина»:
Это - не много, не мало, а в самый раз, то, что надо! Ну, например, на улице холодно, а ты надел летнюю ветровку - и замерз…надел шубу с толстым свитером- и вспотел… а надел теплую куртку- и ты отлично себя чувствуешь!
Или тебе положили огромную, с верхом, тарелку каши- и ты просто не можешь её осилить… или тебе положили всего одну ложку твоей любимой каши – и ты знаешь, что не наешься… И вот тебе положили каши- в самый раз: ты наелся, но не переел, и чувствуешь себя прекрасно!
И вот когда дети поймут это понятие - его можно применять и в пении.
А) У детей часто в пении, в процессе начала обучения бывает два контраста- или начинают громко петь, почти кричать… или, если делаешь замечание, убирают звук почти совсем, и поют глухо, почти не слышно, еле шевеля губами!
Вот тут понятие «золотая середина» и пригодится! Надо помочь ребятам определить эту ступень, на которой песня звучит без крика, но звонко. Пусть они попробуют свои голоса - как оперные певцы при распевании перед премьерой – попробуют: и так, и этак, и, поймают наконец, поймут- вот оно, это звучание !
Крик убрать легко… а как усилить звук, минуя крик?
Просто надо научиться правильно брать дыхание и правильно выдыхать.
Если ты будешь брать дыхание и выдыхать, боясь спугнуть бабочку на цветке, песня будет нежной, но еле слышной.
А вот если ты возьмешь дыхание и будешь постепенно выдыхать, как будто хочешь погасить свечи на именинном торте- вот тогда песня будет звонкой и яркой, попробуй – и так, и так!
И «золотая середина» будет найдена!
В) Тоже самое касается и жестов во время пения.
Многие сталкивались, наверняка, с этой проблемой: или дети стоят и поют застыв, как оловянные солдатики; или машут руками чрезмерно- как ветряные мельницы.
Вот тут понятие «золотая середина» тоже очень необходимо.
Надо объяснить детям - как смотрятся со стороны эти два варианта. Или покажите сами - пусть они посмотрят: как это выглядит со стороны – и то, и другое - нелепо. Или пусть ребята сами это утрированно сделают перед большим зеркалом. А посмотрев на себя со стороны поймут - как смешно выглядят они – как деревянный Буратино, которого ещё не выпилил до конца папа Карло… и как дети, которые будто бы «отмахиваются от мух» - так нелепо и невпопад машут они руками.
Надо и в жестах найти эту «золотую середину», то есть – применять жест в пении только тогда, когда этот жест просится, когда он просто необходим, и подчеркивает выразительность и смысл текста песни! Да и жест должен быть мягким, аккуратным и не размашистым!
Это на физкультуре требуются резкие и четкие движения, а на музыкальном занятии локоток у нас будет круглым!
Наши руки не должны быть похожи на махание веток! У нас же, в отличие от веток, есть локоток, который может округлить руку, и движения станут красивыми, кроме того, мы не будем мешать своими жестами соседу, и никого не заденем!
А если жест не нужен - не надо бессмысленно махать руками - можно просто мимикой передать своё отношение к песне.
Когда дети это попробуют и поймут, стоит только сказать: «золотая середина»- сразу уберутся и лишние жесты, и крик вместо пения.
Повторюсь ещё раз:
только постоянные и систематические попытки достигать высокого интонирования в пении с МЛАДШЕЙ группы +выразительность мимики и жестов с МЛАДШЕЙ группы- дают навык театрализованного, чистого пения в старших и подготовительных группах.
По мановению волшебной палочки ничего не получится: такой неожиданной метаморфозы, когда в младшем возрасте на это не обращаем внимание, а в подготовительной удивляемся- почему не поёт и стоит как деревянный?- не выйдет... только НАВЫК,т.е. систематические и постоянные упражнения дают результат и закрепившуюся привычку петь и выразительно, и чисто.