Как сделать воспитателей своими союзниками
Сколько прекрасных, умных, тонких, « горящих» на работе воспитателей, как говорится, «пединфецированных», заинтересованных, творческих,.. столько же, наверное, и их противоположностей…
Тема воспитателей – их лени, случайности в профессии, небрежности, равнодушия и даже хамства в отношении с коллегами – это животрепещущая тема для всех детских садов!
Самое сложное и безнадёжное - в том, что люди, к сожалению, не меняются,.. даже детей «переделать» сложно, практически невозможно, а уж взрослого!... вообще нереально!
Поэтому надеяться на то, что лентяй и бездельник вдруг резко переродится – это пустые фантазии…Это, конечно, очень удручает, и руки опускаются!
Да тут ещё и срабатывает чёткая закономерность: если воспитатели заинтересованные, творческие, то и дети - успешные, поющие, танцующие, выразительные в стихах и ролях!
А если лицо у воспитателя- будто лимон съела, и она «делает одолжение», приводя тебе на занятие детей, и никак даже не старается включиться в процесс, ей сто лет неинтересны ваши старания, то и дети - как точное её отражение в зеркале!
Но раз метаморфоза невозможна… значит, надо искать компромисс!
Не хватало ещё расстраиваться из- за людей, которые не смыслят в нашей профессии ничего, и не понимают , что они прежде всего делают плохо не нам, а своим же детям!
Значит, надо договариваться!
Первый вариант: сесть в уютной обстановке, только подобрать нужное время (а что делать?- приходится быть психологом и дипломатом…) и обсудить – что не так?, найти слова, чтобы воспитатели поняли, что это нужно не вам- это не ваш бенефис и день рождения! Это нужно детям! Их детям, детям их группы! Попробуйте договориться как женщины, как мамочки, пока без вмешательства заведующей и методиста (сделайте на это акцент, пусть они оценят ваше благородство!)
Второй вариант: пойдите на маленькую хитрость: придите с набросками утренника - и скажите, что вам нужен их совет: как им – такая идея, такие герои, такая песня?
Сделайте кому-то из них комплимент – что она такая красивая, стройная- будет прекрасно смотреться в намеченной вами роли, вы только её и видите в ней…
Похвалите этого воспитателя (пусть даже почти авансом) за то, что дети сегодня лучше прочитали стихи, или ответили на вопросы (поощрите хоть крошечную её заслугу! Иногда это даёт толчок, и человек начинает верить в свои силы, будто просыпаться!)
По принципу: «ты со мной по- человечески – и я с тобой по- человечески»…
Или порадуйтесь, что нашли что-то интересное для занятия, для утренника, и вроде бы, пришли с ними поделиться своей радостью…
Третий вариант: ищите единомышленников среди других сотрудников детского сада: иногда младший воспитатель, кладовщик или завхоз сыграет роль лучше любого воспитателя, и создаст на утреннике атмосферу балагурного веселья!
Ну, а уж если ничто не помогает… придётся бить в набат и трубить срочно общий сбор: вместе с заведующей, методистом! Пускай они своими административными методами, материальными способами наказывают их, а что делать? Пускай хотя бы заставят выполнять свои обязанности!
Вы, видит бог, пытались всё решить миром…
Многие заведующие категорически запрещают воспитателям иметь на утреннике папки со сценарием.
Я разрешаю их держать в сторонке - но только как психологическую поддержку, в том случае, если от волнения забудется первое слово в строчке…
Но перед утренником я должна быть уверена, что воспитатель знает - как «отче наш» - ход утренника, наизусть весь свой текст, порядок чтения стихов, раздачу шапочек и т.д.!
Мы несколько раз перед утренником проходим мысленно и вслух весь сценарий, и каждый раз находим те нюансы, которые упустили в прошлый раз! Потому что только в пошаговом, действенном прохождении сценария с воспитателями (без детей, в сончас), приходят в голову самые удачные и логичные способы - как избежать пауз в утреннике и наиболее компактно и удобно раздать и собрать атрибуты… Вплоть до того- кто какой номер из воспитателей негласно курирует и, если что, будет на подхвате!
С детьми работать трудно, а со взрослыми- ещё сложнее..
Если ребенок долго не ходил в детский сад, но пришел неожиданно на утренник...
Тут очень важна помощь воспитателя, его настрой и высказывание общей позиции: если ребенок вообще без предупреждения пришел на утренник неожиданно для всех - то именно воспитатель ( музрук может до прихода детей в зал этого вообще не знать), должен деликатно поговорить с мамой этого ребенка и объяснить ему, что ваш ребенок будет и петь, и участвовать в играх и аттракционах, читать стихи ( если давали , конечно, заранее), но 2 МИНУТЫ, ОДИН ТАНЕЦ он сегодня просто ПОСИДИТ И ПОСМОТРИТ, познакомится с танцем, ведь он не знает ни музыки, ни движений, а вот на следующих занятиях, он обязательно будет его танцевать, но сначала ведь нужно познакомиться с танцем и музыкой, ритмом и тд. Если воспитатель или музрук поговорит с мамой, делая акцент не на то, что ваш ребенок испортит танец ( эти слова как красная тряпка для мам, ведь каждая считает своего ребенка гением), а на то, что ребенок, не зная движения танца, будет чувствовать себя неуверенно, ошибется, расстроится, может быть, даже заплачет, будет чувствовать себя некомфортно в данный момент.. зачем же расстраивать ребенка? ведь на празднике должно быть веселое и позитивное настроение! То есть, при договоренности с мамой- для неё нужно исходить из интересов этого ребенка - не создавать ему неловкое положение, именно поэтому он сегодня посидит и посмотрит как концерт всего один 2- х минутный номер. Ничего страшного в этом нет, ему даже будет интересно. Зато интересы и права 29 человек группы тоже будут соблюдены - танец будет исполнен слаженно и без неожиданных выходов неподготовленных "солистов", пришедших на утренник как снег на голову... А вот если воспитатель или даже администрация думает иначе и будет поддакивать мамам, мол, да, все должны танцевать, независимо от того, ходил ребенок в сад или нет, тогда дело сложнее.. тут уже не логика им руководит, а желание угодить родителю.. значит, музруку нужно проговаривать эту свою позицию в начале года на родительском собрании. Ну и предложить воспитателю, заведующей или этой маме сходу, без предварительного разучивания, станцевать полонез или фигурный вальс, ведь порой для малыша простая полька без подготовки представляет такую же сложность.. ну и спросить- справятся?