Вопросы о детском оркестре

- Новая форма работы - экспериментирование. Я попыталась понять, над чем можно поэкспериментировать в нашей области. Кроме экспериментов со звуками, мне ничего на ум не пришло, если брать другие виды деятельности, то получается скорей не экспериментирование, а творчество, импровизация. Может быть вы сможете посоветовать, что же это такое экспериментирование в музыке?

Ирина, Новороссийск

По поводу экспериментирования я думаю, что вы абсолютно правы! Скорее всего, дети будут находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к услышанным звукам словесных определений.
Наверняка, это будет связано с поиском ассоциаций при работе со звуками природы ((шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику), в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность будет носить игровой, занимательный характер. 

Но всё равно тут граница между творческими заданиями и экспериментированием очень размыта..мы привыкли это называть творчеством..

Я понимаю и приветствую – песенную или танцевальную импровизацию, то есть творчество!

И то- это отдельный разговор – что называть танцевальным творчеством? Бегание по залу с листьями или лентами и хаотичное размахивание руками – это ещё не есть танцевальное творчество, как многие думают,…но это отдельный предмет для разговора…

А вот какой же , с позволения сказать, умник ввел в дошкольное обучение импровизацию на музыкальных инструментах?
Мне бы очень хотелось с ним поговорить и познакомиться…. и усмехнуться…

Ну, я понимаю, импровизация- подбор по слуху музыкального ритма, отстукивание ритмических групп,…но « подбор по слуху мелодий»… это перебор…

Это когда же, простите, этим заниматься? –раз! (когда на занятие – на все виды деятельности отводится 20 - 30 мин)! Это же сугубо индивидуальная очень кропотливая и требующая времени работа!

Это какой же слух должен быть у ребёнка, чтобы методом «тыка» найти хотя бы одну нужную ноту», не говоря уже о небольшой мелодии… - ( а слухом, как правило, дети обладают ОЧЕНЬ приблизительным, или вообще не обладают, редко, кому это дано от природы…) – два!

Это какое адское терпение должно быть у музыканта, чтобы ожидать – когда же, когда? ребёнок подберет эти 2-3- ноты… а, как правило, – все наши металлофоны в детских садах – НЕ СТРОЯТ, они звучат совершенно железным звуком, не имеющим ничего общего со звучанием камертона…фальшивят ужасно эти металлофоны, звучание приблизительное, с такой натяжкой… что аж жмуришься от этого резкого диссонансного звука…. –три!

( Я сейчас разучиваю с детьми классику – Листа – и прошу мысленно у него прощения за это подвывание металлофонов,некоторые из которые так приблизительно строят….) 

Это всё равно, что дать мне дать импровизировать на саксофоне или арфе… как это совершенно не зная инструмента – пытаться на нём играть?….
Это как дать аборигену скрипку… примерно то же самое будет….общее хаотичное пиликание, какофония…

Вообщем, я считаю - это совершенно не нужной тратой времени… слух у ребёнка можно развить тысячами других способов, гораздо более продуктивных, а на инструментах ребёнка играть - надо УЧИТЬ, а не пускать это на самотёк…

Но это моё, чисто субъективное мнение, правда, продиктованное долголетней практикой...…

- Проучиваете ли Вы сначала индивидуально с каждым, а потом вместе соединяте? Или сразу все вместе играете у кого как получится, а потом индивидуально "чистите"?
Я разучивала с детьми нотами, мне так удобнее, так как мы поем по ручным знакам с названием нот со 2 младшей группы и на металлофоне дети их тоже знают. Писала партитуру кружками (маленькими и большими в зависимости от длительностей), внутри кружков так и писала названия нот, так как дети в подготовительной группе уже все умеют читать, паузы использовала четвертные и восьмые, разделяла тактовыми чертами "текст". Детям оказалось все это очень доступно. Сделала вывод, что мальчики лучше справляются (может у них технический склад ума?). Самое трудное для детей "слышать" и выдерживать паузы, особенно когда мелодия выучена и дети чувствуют свободу при игре. 

Людмила, Самара

Оркестр мы начинаем учить всегда с детьми все вместе! У детей коллективное желание сыграть красивую музыку САМОМУ настолько подхлёстывает потенциал их возможностей, что обучение проходит довольно быстро!

Дело в том, что я сначала играю всю партию металлофонов САМА в сопровождении фонограммы, чтобы дети понимали-ЧЕГО они должны достичь в идеале, на выходе, в итоге! А потом уже по маленьким кусочкам...

Индивидуальная работа тут, конечно же, обязательна! без неё не обойтись, несомненно, потому что кто-то схватывает быстро, а кто-то тяжелее... но особо трудных я беру в индивидуальной работе на себя, а детей, которые запоминают нетвёрдо- ПОРУЧАЮ САМИМ ДЕТЯМ, которые знают партию хорошо: они берут в группу пару металлофонов и тренируются на прогулке.

Мои дети тоже, конечно же, знают ноты, их название, но я с цветовой гаммой подстраховываюсь: когда я ими дирижирую и подсказываю вслух порядок нот, то сама сбиваюсь с цвета на ноты: говорю: "синяя, желтая, голубая, фа -ми-ре..."

И дети меня понимают, потому что тоже все умеют читать и Страну Музыкальной грамоты мы посещаем регулярно. Кстати, в этом же утреннике мы поём песню "Урок пения" ( Чтоб выучиться пению...) где поётся нотная гамма.

На самом деле, это самое трудное: когда дети УЖЕ выучили партию.... их слегка несёт, они немного спешат,... и ТАК ТРУДНО сдержать себя и не "квакать"- кто чуть раньше, кто чуть позже, а играть ТОЧНО с мелодией! Это на самом деле так! Очень важно приучать детей слушать друг друга и мелодию, чтобы звучать с ней в гармонии, тем более, когда их 28 человек! Но будем стараться!

- Как правильно держать палочки при игре на металлофоне? Как ручку или в кулачке? спасибо, а то у всех по-разному, не пойму.

Ирина, Германия, Штутгарт

И так, и так - неправильно!

Палочку металлофона надо держать двумя пальчиками: большим и указательным! Большой пальчик сверху, а указательный снизу. 

Притом держится палочка- за самый краешек!



Методом проб и ошибок- если взять палочку не за краешек, а дальше- звук у металлофона будет немузыкальный, а железный...

Локоток при этом надо обязательно отвести в сторону... иначе- вот удивительно... опять звук будет- как по железной трубе!

И, наконец, последнее условие, чтобы металлофон пел, а не скрипел железом:

Как только нежно, но звонко коснулся нотки- надо СРАЗУ же её отпустить! Если ударить по пластине и держать её палочкой, оставить на пластине, то звука не будет никогда!

Я своим ребяткам всегда говорю: дайте нотке подышать!- это как птица в неволе- не поёт! Если ударите и будете придерживать нотку- она петь не станет.

Зазвучит ТОЛЬКО тогда, когда вы Птицу- Музыку отпустите на волю! Тронули пластину - и СРАЗУ отпустите её- только тогда металлофон запоёт, а не "крякнет" железным звуком!

Вот как-то так...

- Для оркестра металлофонов где лучше положить муз.инструменты, чтоб организованно и бесшумно их взять и встать с ними на исходные позиции? Играет вся группа. 
И ещё - принципиально или нет играть детям под фортепиано муз.руководителя или под оркестровое сопровождение на диске? Мне удобно включить диск, глазами и жестами тихонько поддерживать детей. Детям тоже так больше нравится. Да и музыка ярче у оркестра. 
Ещё - стали пробовать играть стоя и держа металлофон в левой руке, дети говорят: тяжело, руки устали. А как у вас дети привыкали играть стоя?

Елена, Московская обл.

Каждый выбирает для себя наиболее оптимальный вариант- по поводу использования музыкальных инструментов.

Всё дело в расположении зала, постановке стульев для ребят, наличия столов для металлофонов, много ли места в зале... насколько далеко сидят ребята от инструментов итд.

У меня зал небольшой, и ребята сидят к родителям спиной. Инструменты мы кладём всегда под стулья. Сначала, конечно, некоторые трогают их ногами, наклоняются звякнуть... но этот интерес скоро уходит из-за привычки их там видеть.... привыкают- и уже не так интересно пошкодничать...

Эти инструменты не видны родителям и не мешают детям танцевать, они спрятаны под стульями, но в нужный момент дети их берут и выходят перед зрителями - тоже своеобразный сюрприз.
После выступления они так же их кладут под стульчики. 

Нам так удобно и привычно, для детей это- норма, поэтому всё делается быстро, без суеты и без шума. Дети приучены, что доставать молоточек и звенеть, пробуя металлические пластины- ни в коем случае нельзя - надо дождаться музыки. Поэтому ребята выходят, кладут металлофон на локоток, берут молоточек и опускают эту руку вниз, чтобы не было ненужного звона, своеобразного "настроя инструментов"...

Фортепиано или фонограмма - это выбор музыканта и всё решает его вкус, задача, которую он ставит, возраст детей и степень их готовности. 

Ведь ритмический оркестр играть легко и с фортепиано, и с оркестром-фонограммой, ведь воспитатель и музыкант всегда поможет жестами, кивками, хлопками... в ритмическом оркестре дети смотрят на нас, слушая музыку!

А в оркестре металлофонов ребёнок смотрит на клавиши своего металлофона и тут он может надеяться только на себя, свой навык, свой слух и чувство ритма! Тут у него больше ответственности, самостоятельности и, пусть детского, но профессионализма в этой области! 

Ведь вести мелодию под фонограмму сложнее, потому что под пианино мы можем где-то "подыграть", чуть замедлить или подстроиться под детей, если они запаздывают или спешат... а под фонограмму - это невозможно, фонограмма обязывает быть собранным и играть точно в ритме, тут ошибиться нельзя- иначе весь номер - насмарку..

Я в последнее время стала очень любить делать оркестр под оркестровую фонограмму- это, конечно, обязывает,.. но и впечатляет!
Да и звучание металлофонов гармоничнее сливается со звуками оркестра, чем с пианино...

Учим мы только сидя, конечно!
Мы выходим играть стоя, только когда пьеса абсолютно выучена, когда почти не приходится останавливаться и объяснять всё снова и снова... тогда, конечно, рука устанет у ребят... а вот если выйти и ИСПОЛНИТЬ - это занимает 2-3 минуты!
Они в этот момент так сосредоточены, думают о порядке нот, стремлении попасть в ритм... и не думают об усталости...время проходит очень быстро..

В качестве "пробы пера" мы можем выйти в зал врассыпную, сыграть стоя, чтобы просто попробовать - как это звучит...но тут же снова садимся, чтобы отрабатывать и закреплять мелодию!

Просто если в положении стоя ребятки ещё ошибаются - значит надо ещё подучить играть сидя, чтобы пришёл автоматизм и навык, легкость и уверенность в исполнении, тогда стоя сыграют запросто, и не устанут, просто не успеют...

- А как вы думаете, если брать музыкальное сопровождение не оркестровку произведения, а самой играть на инструменте, дети справятся без подсказок? Или ставить перед ними партитуры?

Ольга, Удмуртия

Я раньше всегда брала оркестр под живое музыкальное фортепианное сопровождение! И партитуру никогда не выставляла, потому что по масштабу партия всегда была небольшой и вполне запоминающейся!

Это я в последний раз "замахнулась" что -то слишком... поэтому пришлось ставить партитуру для "подсказки" ребятам...

Но вообще-то я считаю, что партии и не должны быть громоздкими и сложными, ведь оркестр - далеко не единственный вид детской исполнительской деятельности!
А с живым сопровождением оркестр звучит прекрасно! И с фонограммой - тоже чудесно! Но с фонограммой сложнее в том смысле, что она -то ведь ждать не станет, если дети замешкаются и поспешат.. или отстанут от ведущей мелодии или ритма... А если звучит фортепиано - то музыкант всегда может чуть-чуть подстроиться под своих маленьких оркестрантов, поможет им войти в общий ритм и объединить мелодии!
А ребята ОЧЕНЬ хорошо и на удивление быстро запоминают последовательность и сочетание цветов гаммы и названия нот ( если уже умеют читать)!
Так что не бойтесь и творите! Чем разнообразнее виды деятельности, тем дети меньше устают, тем им интереснее заниматься! 

 

 

 

Регистрация и вход

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0