Вопросы и ответы о детских танцах
- Поделитесь опытом, как вы учите малышей "держать круг" в хороводе. Ну то что в какойто мере цветная разметка на полу помогает - это понятно. Но все же, как научить ребят не превращать ровный круг в "блин комом", когда кто-то соседей за руки тянет из центра, а кто-то так и норовит шагать внутрь круга.
Ирина, Пенза
Мы говорили об этом много - по поводу нарисованных разметок в зале, и по поводу надувания ровного шарика - кривым он быть не может, иначе- просто лопнет...
Но вот нашла способ - который работает!
Детям, конечно, объясняешь, что идти надо в затылок друг другу... это понятно, но неинтересно!
Тогда я говорю: "А сейчас мы будем играть в прятки! Будем прятаться друг за друга - но только чтобы вас не было видно - не выглядывайте! Кто выглянет - тот выбывает из игры!"
Идём друг за другом, я пою, а потом уже и ребята подпевают, потому что выучить это - быстро!
" Спрячься, спрячься, и сейчас будет ровным круг у нас!
Ты за мной шагай, мой друг, не ломай красивый круг!"
Кто неровно зашагал - тот цепочку разорвал,
Спрячься, спрячься, поскорей, будет наш кружок ровней!"
Мелодию пойте любую, в ритме хороводного шага!
Проверено: игра в "прятки" друг за друга в хороводном шаге- в 100 раз эффективнее, чем простые просьбы идти ровнее!
- Сейчас пробую разучивать со своими подготовишками вальс. Понемногу получается. Думаю к выпускному справимся. Вот только одна проблема: предложила родителям, чтобы дети на выпускном были в чешках. Родители против, не знаю , как убедить?
Наталья, Красноярск
Эта проблема стоит и будет стоять столько лет, сколько мы работаем...
Я всегда настаиваю на чешках! Во -первых - подошва у туфелек не гнётся, она как деревянная, в них ни на носочки встать в вальсе, ни польку легко станцевать - грохот стоит, будто солдаты маршируют...
Если чешки уже старенькие- их можно обшить материалом под тон платья, чёрным- мальчикам - под брюки...
Бывают, конечно, туфельки мягкие, типа мокасин, чья подошва мнётся и сгибается легко... я всегда прошу воспитателей оговорить это на собрании в середине года, чтобы потом не было претензий со стороны родителей - мол, мы уже всё купили...
Если объяснить родителям причины, по которым детям нужно быть в чешках: что вашим детям будет удобнее и легче танцевать! - я думаю, здравый смысл восторжествует, тем более, что при съёмке на видеокамеру - ступни- почти не видно! А в школе- продемонстрируете свои туфли, пожалуйста!
А как же балерины? - в красивых пачках - но на пуантах!
Условие жанра!
Хотя, наверняка, в группе найдётся 1-2 родителя, которым наши доводы безразличны... тут уж... бог с ними...
И ещё! Из личного опята: опять же, на собрании в середине года, пока не куплены выпускные платья девочкам, обязательно попросите родителей покупать платья - ДО СЕРЕДИНЫ ИКРЫ ребёнка!
Не до пола, без обручей по кайме!
И это снова из удобства выступлений и танцев!
Во-первых, в таких кринолинах невозможно сесть, не мешая ребятам... на такое платье с обручами нужно, как минимум, 2 стула... а самое главное, что в танце польки и особенно вальса - есть вероятность, что свой партнёр или партнёр соседней пары наступит на край платья,который стелется по полу.... и будет падение, слёзы из-за оторванного края платья итд...
Да и в таком платье польку или современный танец танцевать- просто несуразица... не тот стиль одежды!
Поэтому просите родителей найти усреднённый вариант, который устроил бы всех: и маму, которая любовалась дочерью и сотрудников сада, которые пОтом обливаются от волнения- наступит кто из детей на край этого царского наряда или нет...
А мальчикам- обязательно ремни на брюки, чтобы сдерживать рубашку при поднимании рук в любом танце... а то так некрасиво и неряшливо смотрится, когда мальчики рядом с такими барышнями стоят с выпущенными из брюк краями рубашек... только потому, что они подняли в танце девочке руку....
Все эти очень важные "мелочи " лучше оговаривать с родителями задолго до выпускного, чтобы потом не было недоразумений и непонимания...
- Разучиваю со своими подготовишками вальс. И у многих ребят как-будто музыкальность, чувство ритма, музыкальной фразы куда-то пропадает - так они концентрируются на технической стороне танца. Есть, конечно, и такие пары, на которые и сейчас, пока все еще очень сыро, смотреть приятно - и музыку чувствуют, и партнера... Среди Ваших ребят, во всех прекрасных вариантах вальса, я не увидела ни одной пары, которая бы танцевала неэмоционально, не слышала начала фразы или сильной доли. Предполагаю, что корни моей проблемы где-то раньше, может быть даже не в вальсе. Но как мне сейчас переключить ребят с чистой техники на эмоции и музыкальность? Или поверить нашему методисту, что еще месяц впереди и все постепенно придет в норму?
Ирина, Пенза
Поверьте мне, что все дети - и у вас, и у меня, и у всех - на момент разучивания технической стороны вальса не думают об эмоциях и выразительности - освоить бы шаг и поворот! Они сейчас настолько напряжены и сосредоточены на технике усвоения, что совместить сейчас и технику, и выразительность им очень трудно!
Выразительность , эмоциональность возвращаются вновь только тогда, когда вальс танцуется легко, уверенно и непринужденно, не думая о технике, почти автоматически!
Как только придёт навык, когда вальс уже не будет казаться детям чем-то неподъёмным и сложным, когда они будут кружиться и подкручиваться под руку свободно и непринуждённо, тогда они обязательно и неизбежно станут выразительными, будут наслаждаться музыкой, а всей своей пластикой и мимикой будут передавать свои чувства, которых будет немало от осознания красоты танца и его выученности!
Мои подготовительные ребята пока тоже заняты техникой освоения вальса, тоже пока напряжены и скованы, потому что пока вальс совершенно "сырой" - ничего страшного! Ваша методист права - ещё месяц впереди! Всё придёт, дети освоятся в танце и станут думать уже не о технике, а о красоте движений, дайте срок!
Тут обязательно скажется навык выразительности во всём: если ребята "впитали" с годами правило: петь - выразительно, играть роли- выразительно, и танцевать - выразительно, тогда этот навык обязательно проявит себя после усвоения ребятами такого сложного танца!
Ведь сейчас для них освоить вальс - всё равно, что нам станцевать партию Жизели... ох, как сложно ...
- Как вы можете добиться, чтоб все детки, ну почти все, были так эмоциональны? Я, вроди бы сама по-натуре человек атрактивный, но не знаю, как добиться выразительного исполнения. Поделитесь , пожалуйста, своим богатым опытом.
Инесса, Латвия
По поводу выразительности: ВСЕ виды музыкальной деятельности взаимосвязаны!
Вот выразительность -то я и провожу красной нитью через все эти виды:
- в музыкально- ритмических движениях в игровой форме всегда говорю, что мы не просто ножку показываем, а выполняем ТАНЦЕВАЛЬНОЕ движение - выступаем, воображаем, хвалимся- вот как мы умеем! Тут без мимики - никак!
- в распевании - сам Бог велел - игровое распевание, помимо звуковысотного слуха, развивает умение владеть своей мимикой и образными движениями;
- в пении я никогда не разрешу петь с каменным лицом...дети приучены передавать мимикой и жестами своё отношение к ней, мимика определяет и характер песни, и детское отношение к ней;
- и в танце - непременно глаза и мимика должны участвовать в танце.. кому же понравится танец каменных изваяний или равнодушных железных роботов?
Так что дети просто ПРИВЫКАЮТ быть выразительными ВЕЗДЕ - для них это- норма!
Вот и получается, что выразительность - это обязательное условие во всех видах музыкальной деятельности у ребят, и я просто не позволяю им петь и танцевать без сердца, без эмоций!
Постоянно, а не время от времени, обращаю на это внимание - вплоть до остановки песни или танца... и пускай догадаются- почему остановила?
Один раз догадаются - впредь будут сами за этим следить...
Так что- всё очень просто..
- Сейчас с детками средней группы играем с осенними листочками... я говорю: подул ветерок и листочки полетели (по разным дорожкам)... но ребятишки бегут строго по кругу, причем сбившись вместе ("стайкой"), поэтому мешают друг другу сталкиваются... не могут сориентироваться в пространстве... я уже и так и так объясняла...
Елена, Урал
Не переживайте, они бегают стайкой только пока, вы же не так давно учите с ними упражнение с листочками?...
Привыкнут - и побегут врассыпную!
Все дети разные: и малыши могут понять сразу, с полуслова, а старшие после десятого раза не могут осознать...
В любом случае- у кого-то шажки больше, у кого -то меньше, кто -то более бойкий, кто -то нерешительный,
поэтому рассыпятся - куда денутся!
Вы постарайтесь в игровой форме продемонстрировать- как это должно выглядеть:
- попробуйте рассыпать листочки равномерно по всему залу - пусть дети со стороны посмотрят, что листочки лежат не кучкой, а рассыпались ПО ВСЕМУ саду ( залу), что весь пол усыпан листьями равномерно!
Обратите внимание, что этот листик лежит здесь, а другой недалеко от него, а эти - полетели и опустились на землю подальше, а эти опустились ещё дальше.. рассмотрите эту картину со стороны ( по принципу: лучше один раз увидеть..)
Потом сделайте кучку, пусть они увидят разницу!
И снова - рассыпьте равномерно - пусть ребята сами скажут - как красивее?
И, самое, главное, прежде чем начать танец - помогите вместе с воспитателем перед танцем расставить детей с листиками ВРАССЫПНУЮ!
Хотя бы один раз, помогите им на начальном этапе, а потом они и сами поймут!
НАЧНИТЕ ТАНЕЦ ИМЕННО ВРАССЫПНУЮ, тогда ребята в любом случае, побегут с разных позиций зала и разной скоростью и уже не собьются в стайку! Кто -то по большому кругу, кто -то ближе к центру!
А в конце они у вас собирают букет?
Так вот - скажите, что все вместе- стайкой- мы соберемся только когда букет осенний будем делать, а сейчас подул ветерок ....и листья полетели - КТО КУДА ХОЧЕТ!
Я думаю - получится!