Размышления об игровом распевании

Я бы, может быть, и приняла бы позицию программы «Гармония» в разделе пения… где дети делятся по голосам, и НЕ развивают свой диапазон, под видом здоровьесберегающих обоснований.…
...Если бы я не видела колоссальных результатов в развитии звуковысотного слуха у детей засчёт игрового распевания!

Ведь всё абсолютно в человеке можно развить! 
Маленькая гимнастка никогда не встанет на «мостик» и не сядет на шпагат, если она не будет заниматься и развивать свои мыщцы!

Так же и с голосом! Многие приверженцы программы «Гармония» с пеной у рта доказывают, что если детям дан низкий голос, значит, он им и должен, с позволения сказать, петь…
Только какое же это пение? Это речитатив под музыку ….

А если посмотреть как он визжит, играя на улице в догонялки, и попробовать с ним изобразить голосом пение птиц…. Сразу становится понятно – ребенок обучаем, просто никто до вас не занимался его обучением!
Ведь игровое распевание никак не насилует голос ребёнка – диапазон не выше «до, «ре». 2 октавы, как и положено по любым программам…
Так почему не развивать голос ребёнка? 

У меня примеров миллион перед глазами, когда дети , приходя в детсад пели басом, а теперь занимаются в эстрадных студиях и завоёвывают Гран- при и первые места на конкурсах…

А если бы я последовала этой « методике ленивых», и пустила всё на самотёк: ну, не поёт, и не надо… не надо насиловать ребёнка…. так сейчас потеряла бы стольких певцов – прекрасно , ясно и чисто интонирующих!

Я уверена, что именно мальчишки гораздо лучше развиваются благодаря игровому распеванию! То есть, по общему мнению, менее обучаемый, в смысле пения, состав группы..Я уже заметила, что девочки легко обучаемы, а вот именно мальчишки прямо на глазах показывают просто чудеса обучаемости по пению, благодаря игровому распеванию! У меня мальчишки поют сейчас не хуже, чем девчонки, если не лучше... Мальчишки очень любят играть, поэтому и результат есть! Они входят в роль, вот и отдача идёт!
Честное слово, мальчишки у меня поют, как соловьи, я сама не нарадуюсь, и это только благодаря игровому распеванию!
Я не смею себя хвалить, но, честное слово, благодаря игровому распеванию, этот раздел пения стал не только интересным для детей и взрослых (музыканта и воспитателя), перестал быть скучной "обязаловкой", которую многие, в силу скучности, как раз и пропускали на занятии, а стал ожидаемым детьми, воспринимающим распевание как долгожданную часть занятия, и именно поэтому- РЕЗУЛЬТАТИВНЫМ!

- Я хоровик по образованию. Так вот система распевания у Васильевой всегда меня смущала - ещё 20 лет назад, когда начала работать. Я точно знаю, что упражнения-распевки должны развивать какой-либо вокальный навык, конечно, с учётом того что работаем с маленькими детьми, то они также должны являться ИГРОЙ. Поэтому ужасно обрадовалась, узнав, что есть талантливейший музыкальный педагог, Алла Анатольевна и её система игрового распевания!!!!! Мои детки стали петь ещё лучше!!!  И ещё, пение на одной ноте очень сложно именно из-за того, что трудно удержать чистый звук, и очень помогает для хороших окончаний фраз. Просто ведь и для него можно придумать интересную игру, правда ведь? А ещё такую распевочку хорошо петь на "улыбке", так убирается пение "в нос".

Татьяна, Ставропольский край 

Все распевки по системе Васильевой скорее отрабатывают дикцию, артикулляцию, дыхание, и очень приблизительно. к сожалению,... слух...
Меня ещё в детстве пугало это дикое сочетание "Дядюшка Симеон..." или "Патока с имбирём..." Я не понимала в детстве семантику ни одного слова из этого стишка, да и распевание ведь было практически на на 3 -х нотах!

То есть интонирования контрастного (пробы как среднего, так и - обязательно! - высокого голоса НЕ БЫЛО! именно поэтому я и удивлялась - распевки на одной ноте - типа "Андрей - воробей! НЕ РАЗВИВАЛИ звуковысотный слух, не тренировали в контрастном интонировании, а значит, в последующем пении были сомнительно полезны!

Хотя держать тонику, я повторяю - сложно, абсолютно с вами согласна!

Но нас как учили? По теории музыкального воспитания - мы должны брать перед пением ТУ РАСПЕВКУ, КОТОРАЯ РЕШАЕТ ЗАДАЧИ ПОСЛЕДУЮЩЕГО ПЕНИЯ!
То есть, если у меня в песне сейчас будут скачки на сексту и даже септиму - зачем же мне распевка на одной ноте? Разве она поможет мне отработать с ребятами это скачок в мелодии?
В данном случае она мне ни к чему! Вот что я имела ввиду, говоря о никчемности такого распевания!

Не знаю, смогла ли я сейчас донести свою мысль- я не против распевок на одной ноте, но они должны сочетаться с распевками, предполагающими контраст в пении, ведь распевками на одной ноте- не научишь брать верхние скачки в мелодии и выпевать высокие ноты, а это, я думаю, вы согласитесь- САМАЯ большая проблема у многих детей и музыкантов детских садов: научить петь чисто ВЫСОКО -до, ре....

Вот это, солнышко, я имела ввиду, никак не желая принизить распевание на одной ноте! Вы согласны со мной?

А вот когда мы стали распеваться по "Музыкальному Букварю" Ветлугиной! ( кто стал, а кто и нет... ведь у многих даже эта книга пролежала "мёртвым грузом", кто не привык распевать детей - причём результата добиваясь в распевании, тот так и продолжал этого не делать, или делать от случая к случаю... к проверке... А ребят-то не обманешь.... если они пели басом "Снег- снежок", так и будут петь басом, как будто не снежок, а кирпичи с неба летят....)

Вот тогда -да! здорово! И "Качели" - до сих пор их люблю - и "Птицы и птенчики, и "Бубенчики" и тд - стали предполагать развитие слуха и в высоком и в среднем регистре! И они были, и есть - прекрасны и востребованы!

Но этих распевок не так много! не будешь же ты ими пользоваться- одними и теми же все 5 лет пребывания в саду....

Именно поэтому и стала я сочинять свои распевки, добавив в них игру и театрализацию, отрабатывая не только слух и голос, дикцию, дыхание, но и мимику, жесты героев...."убивая" сразу несколько зайцев! Зато дети стали петь не только чисто, но и ВЫРАЗИТЕЛЬНО! Что очень немаловажно!

Не стоят в пении столбиком, с каменным выражением лица, или качаясь, как зомби.... привыкли быть выразительными в распевках, применять мимику и жесты - а уж в ПЕНИИ- сам Бог велел!

Надеюсь, что мы будем продолжать делиться распевками и теми приёмами, которые помогают нашим детям красиво, выразительно и правильно петь!

Ведь эти распевки были выверены и опробованы много раз, поверьте, учитывались:
- и задачи контрастного распевания( пение в высоком и среднем диапазоне);

- и упражнения в умении брать "скачки" в мелодии- как вверх, так и вниз;

- дикция в распевках - сродни скороговоркам - что тоже является неотъемлемым компонентом распевки как таковой;

- артикуляция;

- упражнение на дыхание;

и + ко всему- театрализованная деятельность, наработка навыков выразительной подачи материала, что потом ОЧЕНЬ пригодится в ПЕНИИ, в передаче характера и смысла песен.

А фортепианное сопровождение в распевках и не должно быть массивным, эффектным, со сложным аккомпанементом,с руладами и пассажами, как в песне,.. это только помешает, отвлечет детей, где главное- не слияние фортепиано и голосов, а рабочий момент, отработка вокальных способностей и навыков, но... который всё равно очень хочется сделать игровым и интересным - и для нас, и для детей!

Сопровождение в распевках должно только настроить на тональность и быть достаточно скромным, многие распевки поются -a-capella, особенно когда отрабатываешь по подгруппам: мальчики - девочки - голоса контрастных персонажей, например: Храброго портняжки и Великана, или Карабаса и кукол ит д.

И, конечно, же, визуальный рад - иллюстрации ОЧЕНЬ стимулируют детей! Они перевоплощаются в эти образы, их очень привлекает возможность поиграть в ЭТО, подвигаться, пофантазировать! 

Я и сама не знаю, в чёт тут секрет,.. но факт остаётся фактом: уже многие и многие девочки, которые занимаются по моему пособию, пишут и отмечают необыкновенную результативность в пении и большой интерес детей к игровому распеванию, что вообщем-то неслыханно!
Чтобы дети любили распеваться!!!! Такого я не слышала раньше!

А игровое распевание они очень любят и просят спеть полюбившиеся распевки, а когда их знакомишь с новой... тут такая волна интереса, желания спеть, попробовать - просто на "ура!"

И это ТАК радует, потому что я слышу воочию - дети прекрасно интонируют и чисто поют после таких вокально-театральных игр!

У меня дети абсолютно спокойно поют песни под минусовки БЕЗ выписанной мелодии, потому что у них уже развит слух так, что они, слыша тональность, голосом выводят мелодию без всяких проблем, а это - высший пилотаж...

Значит- цель достигнута!

Регистрация и вход

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0