Продолжаем разговор о танцах

- Сегодня просмотрела видео Ваших танцев... Я не заметила, чтобы дети оглядывались на Вас. Как Вы научили их тацевать столь сложные танцы без подсказки взрослого?

Елена, Орел

Дело в том, что тут нет никаких секретов! Просто тут, видимо, дело в системе разучивании движений танца.
Ну, вот например, движения вальса мы учим поэтапно, начиная с января – по 1, 2 движения- сначала очень скурпулёзно объяснив и показав их в «замедленном темпе»., протанцовывая – я и воспитатель практически с каждым ребёнком, подлезая под каждую ножку и ручку… Главное, чтобы дети поняли принцип исполнения движения.
Затем к одному движению прибавляю второе, а предыдущее- не забываем, продолжаем нарабатывать навык.
И так- как бусинки на ниточку, постепенно набирается тот набор движений, из которых потом и складывается танец. С января- по май- это тот срок, когда можно спокойно, (даже отложив вальс для подготовки 8 марта), потом легко вернуться и вспомнить движения, которые со временем укладываются в памяти и в мышцах детей.
А насчёт показа… дело в том, что пианино у нас в зале расположено так, что во время утренников я оказываюсь в толпе родителей, они садятся чуть ли не мне на колени- так тесно в зале в момент праздников…( впрочем, как и у всех!). Так вот, я объясняю детям, и даже показываю- вызывая их хохот – как я буду махать руками, двигать ногами и крутиться, рискуя задеть родителей… и это, на самом деле нелепо, неудобно и смешно… поэтому договариваемся , что дети всё запоминают сами.
А уж если возникает форс-мажорная ситуация- посматривают боковым зрением на тех детей, которые вряд ли ошибутся, а я… буду на подхвате и в крайнем случае подскажу- но только очень мелкими условными знаками. Ну, например-
- кружение - еле заметно кручу пальчик перед собой;
- лодочка- складываю ладони перед собой гнездышком;
-«крестик» в вальсе- скрещиваю два пальца крестиком; и т д, при этом мы 
ОБЯЗАТЕЛЬНО с ребятами договариваемся – как в случае забывчивости подсказать то или иное движение, т.е. вырабатываем свой "птичий" «условный» язык. Ребята сами предлагают подсказку, - как лучше подсказать то или иное движение, и таким образом, только мы с ними знаем эти условные знаки, которые СОВЕРШЕННО незаметны для окружающих. При этом он совершенно условен и не обязательно востребован - если дети хорошо знают порядок движения в танце, то им эти подсказки- скорее психологическая поддержка...
Притом в случае особого волнения, эту еле заметную подсказку можно напоминать чуть-чуть предваряя следуюшее движение,
то есть на секунду заранее,чтобы не было остановок и замешательств.
Но, что интересно: дети настолько привыкают, что не будет откровенных, громких и нарочитых подсказок, когда музыкант чуть ли не в полный голос комментирует танец, что скоро и эти мелкие- бывают, практически, не нужны, дети привыкают надеяться только на себя, привыкают к самостоятельности! И если это заметно на видео - здорово! значит цель достигнута: дети танцуют сами, не по показу!

- У меня если все 22-25 ребенка придут - очень сложно учить массовый танец! Скажите пожалуйста, а вы делите детей на подгруппы? ( хочется делать это всегда, но в расписание никак не уложиться...). И ещё: в паре всегда один и тот же мальчик и одна и та же девочка? ( или на другом занятии они могут уйти в другую пару?) И если девочек мало, можно мальчику выполнять движения вместе с девочками? (например мальчики стоят во внутреннем круге , а девочки обегают их по внешнему...)

Есения 

Я не знаю- как удобно вам, но мне даже лучше, когда все дети присутствуют на занятии.
По мне- так чем больше, тем лучше...
Объясню- почему:
 во-первых, по подгруппам брать детей не получается, в силу нашего "чудесного" расписания,
а во-вторых, я, лично, столько трачу красноречия, игровых приёмов, сравнений,, можно сказать, выворачиваюсь наизнанку, чтобы доступно, понятно объяснить детям то или иное движение, перестроение.. что мне кажется, что приди сюда другая подгруппа, я уже ТАК не скажу, не объясню, то есть- выкладываюсь по полной, тем более, что интересные ходы в объяснении сочиняются и придумываются иногда в процессе импровизации, почти на ходу, в зависимости от ситуации и настроения! 
И в третьих, когда детей достаточное количество- они лучше ориентируются в расстоянии между парами, нет "дырок" в круге, всё плотно в меру, они привыкают к этому примерному стандарту расстояний между парами.

По поводу постоянства пар: только в подготовительной группе на выпускном утреннике- при разучивании сложного танца: полонеза, вальса, я закрепляю пары мальчик- девочка, зная, что ВСЕ дети будут его танцевать, и это последний бал, где надо "пританцеваться" друг с другом, почувствовать партнёра, чтобы вжиться в танец, в его ритм и стиль.
В остальных же группах- с младшей по подготовительную- я лично никогда не закрепляю пары! ( но это лично моё мнение, которое я не смею никому навязывать!)

Опять же объясню почему: во- первых, даже уважая личную симпатию детей, нужно, мне кажется, быть демократичным и воспитанным, чтобы не отвергнуть приглашение другого ребёнка, а то ведь можно своим отказом так обидеть, что возникнет комплекс "забитости" и "второсортности" у отвергнутого ребёнка, а этого допускать нельзя! Мы же говорим о том, что все дети равны, уважаемы! И потом, обычно, лидеры выбирают на танец тоже лидеров, а стеснительные и скромные вынуждены становиться в пару друг с другом, а от этого страдает в итоге танец. Наоборот, сильные и активные могут и должны помочь слабеньким, неуверенным в себе ребятам, нужно так подвести этот выбор, чтобы дети были рады, что их уполномочили сегодня подтянуть слабых, робких...
И потом, если дети заболели, они должны уметь станцевать с тем, кто в данный момент остался без пары, в любом случае- один подтягивает другого по темпу, качеству и выразительности исполнения! И нужно быть готовым к любой замене, в зависимости от ситуации, за исключением( я повторюсь) выпускного утренника - там, исходя из сложности и трудности танцев, просто необходимо почувствовать и привыкнуть к СВОЕМУ партнёру!
Но это только моё мнение...

- Подскажите пожалуйста алгоритм разучивания с малышами песен и танцев.Может поделитесь своим особым секретом.

Ирина

Очень трудно говорить абстрактно о каком-то танце или песне! 
Репертуар для малышей ведь чем хорош? Он весь игровой- что песни, что танцы! Всё сюжетное, конкретное, игровое!
Поэтому заинтересовать детей, исполнить песню-игру-танец театрально, зрелищно, с неподдельным интересом- это уже полдела!
Я всегда даю песню или танец в первый раз детям целиком, не дробя разучивание песни покуплетно, не разбивая их на разные занятия. 
Во- первых, сохраняется целостность сюжета и содержания песни,
во-вторых, сразу приучаются дети видеть образ целиком, а не обрывочно,
в-третьих - развивается память и речь ребёнка, он приучается запоминать и разучивать песню от начала до конца.
И ещё - да что я говорю, вы все и сами это знаете - 
ОЧЕНЬ важна ИНТОНАЦИЯ при разучивании: добрый, тёплый, ласковый, в меру громкий, не резкий голос, обращение глаза- в глаза, актёрская заинтересованность в передаче содержания или сюжета танца, песни, игры. Очень много зависит от репертуара - слава богу, сейчас такой богатый выбор!
Если мы исполняем песню или танец, игру так, как будто это наша любимая песня, танец, игра- то она станет любимой и для малышей! Но если мы поём её без огонька в глазах, как будто выполняем повинность.. ребёнка не обманешь... он будет крутиться, вертеться, отвлекаться...
И вообще- если мы сами горим- то и дети загораются!!!
А если мы сами еле тлеем.. то чего ждать от детей?
Огонь загорается от огня - вот и весь секрет!!!

- Как объяснить малышу про поскоки? Уже и про мороженое говорила, и про игрушки, ну не получается и всё тут. 3.5 года и из серии крупных детишек. Вся группа уже танцует, а он нет. Может, как -то с "научной" точки зрения подойти -по частям движение разделить? Запуталась вся сама...

Арина, Пермь

У каждого музыканта есть такие дети, которые ну, никак, не могут освоить то или иное движение! У каждого!
Ведь когда мы пишем диагностику- неминуемо ставим не только красные кружочки или 3 балла...правда?
Казалось бы, движение уже "разжевано", проиграно, сто раз сделано, все дети справляются, а один- два, ну, никак...
Я думаю, что это или врождённое отсутствие чувства ритма,...ну, не заложила природа- мать в ребёнка ритмичность, а мы можем только чуть отредактировать отсутствие этих задатков...
Или это происходит на психологическом уровне - боится, что не получится, что посмеются ребята, что сделают замечание... да ещё при всех.. 
Я уверена, что это - на уровне интеллекта, подкорки,... наступает вдруг неожиданно момент, когда "проклёвывается" понимание и умение танцевального движения, когда уже и не ждешь...
Тут - только терпение, терпение и терпение...постарайся быть снисходительной и почти не замечать какое-то время его неумения делать поскок, поставь его в пару с ритмичной девочкой и попробуй смотреть сквозь пальцы на его"взбрыкивания", знаешь, я поняла, что это МЫ с ума сходим, что у ребёнка что-то не получается, а его маме- это незаметно, она вся в счастье, что ребёнок танцует...
А вот , может быть, если какое-то время не обращать публичное, прелюдное внимание на неумение этого ребёнка, не останавливать его "горе- поскоки", может быть, именно в паре с ритмичной девочкой, он и прочувствует эту пульсацию и схватит ритм? 
Поручить его партнерше поскакать с ним в группе, ну, про индивидуальные , с тобой один на один, в зале пробы, я уже и не говорю, это само собой...
А по поводу разбора движения по составляющим?
- я сначала даю детям пошагать
 бодрым шагом, обращая внимание на поочередное поднимание колен ( только конечно не сухим, физкультурным языком, а в игровой, мягкой и доверительной форме), при этом призывая на помощь мальчика Шажка.
- А потом зову к нему поиграть и попрыгать мальчика Прыжка, который повторяет движения мальчика Шажка, а потом( поскольку он Прыжок), добавляет к шагу, дарит другу СВОЁ движение, то есть, к этим ПООЧЕРЁДНЫМ ПОДНИМАНИЯМ КОЛЕН ДОБАВЛЯЕТСЯ ПРЫЖОК, то на одной, то на другой ножке. ТО ЕСТЬ, к движениям мальчика Шажка добавляет СВОЁ ДВИЖЕНИЕ мальчик Прыжок!
И, конечно, же, 
девочка Пружинка сразу прибегает на звучание музыки, добавляя лёгкость и полёт в это движение, и сразу включается в общий танец, и вот теперь все ТРОЕ друзей - и Шажок, и Пружинка, и Прыжок весело скачут по дорожке...

Хотелось бы узнать ваше мнение вот ещё по какому вопросу. Был у меня мовсем недавно инциндент с родителями одного мальчика. Ребёнок сложный, замкнутый, нерегулярно посещающий детсад, в общем на "своей" волне. Проблема вот в чём: попробовала его поставить в пляску козлят (группа из 5-ти мальчиков), вроде бы получается, потом некоторое время в детский сад не ходил, когда пришёл, выяснилось, что ребёнку купили костюм скомороха и мальчику надо танцевать со скоморохами. Но ребёнок наотрез отказался танцевать вообще (не хочу, не умею, не буду). Я не имею права заставить ребёнка, но чтобы не получилось, что ребёнок "просидел" на стульчике ему дали большое стихотворение предваряющее выступление скоморохов. Мальчик с удовольствием, с выражением, громко прочитал стихотворение и удовлетворённо сел на место, но мама после утренника была пролсто вне себя от возмущения, (зря купили костюм, мало участвовал и т.д.) Подскажите, пожалуйста, как мне надо было поступить, любыми методами привлечь ребёнка к танцу или же я всё-таки права?

Татьяна, Ставропольский край

У меня тоже не раз возникали такие ситуации, поэтому я вас очень понимаю!

С моей точки зрения- вы абсолютно правы! Вы не лишили ребёнка участия в празднике, нашли оптимальное решение- он прочитал стихи! Прочитал в тему, в соответствующем костюме! Ведь многие родители определяют участие в празднике ребёнка- наличием у него стихов в празднике...

В нашей, уже устоявшейся системе обучения - просто необходимо разучивание движений к танцу и их закрепление! Притом поэтапное, не наскоком, нахрапом, а постепенное... и если ребёнок не ходит в детский сад по причине болезни ( он, конечно, не виноват в этом!), но и вы не виноваты,.. поэтому поставить такого ребёнка в танец, который построен на перестроениях, определенной логике и последовательности движений- это заранее загубить танец, и испортить настроение и вам, и тем детям, которые готовились, репетировали, и получили из-за вторжения не обученного участника - сплошные ошибки, оплошности, несовпадение с музыкой итд..то есть, полный винегрет..
.Дети, которые учили долго и танцевали слаженно, выразительно- тоже не виноваты в отсутствии этого ребёнка, и ИХ родители тоже в праве порадоваться на выступление своих чад!
Я поражаюсь на мамаш, которые СОВЕРШЕННО не понимают специфики нашей работы! мы для них- гувернёры и наёмные работники...! Со своей колокольни эта мамочка считает себя правой- она борется за права своего ребёнка... а по сути поступает- как эгоистка.. она готова испортить праздник ради того, чтобы её ребёнок вышел в этот танец... но самое интересное- он бы его всё равно НЕ СМОГ СТАНЦЕВАТЬ из-за незнания движений... но это её не останавливает.....
Ребёнок водил хороводы, выходил петь ( подпевать) общие песни (хотя, наверняка, слов толком не знал..), читал стихи - для долго отсутствующего и болеющего ребёнка -это более чем достаточно! пусть он посмотрит концерт - для него это интересно! А то, что он в костюме- так маскарад же!
У меня была абсолютно та же ситуация на празднике в этом году в старшей группе: мальчик, который должен был танцевать в гномиках - проболел недели три, и вышел прямо перед утренником. так вот- гномики вышли читать стихи - и он в том числе- прочёл, и тихонько сел на место, а остальные гномики убежали за ёлку, готовиться к танцу- очень сложному...
И родители этого мальчика не сказали ни слова... понимая ситуацию...

Сейчас, я так понимаю, будет коренным образом меняться отношение к занятиям, к обучению - всё идёт к так называемому
"минимуму знаний и умений"... Я, конечно, КАТЕГОРИЧЕСКИ против такой тенденции... но, к сожалению, занятия,как таковые, будут видоизменяться в созерцательно- развлекательное действо... вот тогда- там уж могут танцевать все неподготовленные дети... всё будет сводиться к чему-то, похожему на танцевальное творчество... Хотя моё глубокое убеждение- что ЭТО: то есть набор хаотичных движений, ни в коем случае нельзя называть танцевальным творчеством! Потому что творчество должно основываться на ЗНАНИИ и ЗАПАСЕ, НАБОРЕ движений. а значит, всё-таки, на обучении!!! А просто хаотичное беганье по залу и размахивание руками, даже с атрибутами, это никак не танцевальное творчество, а просто двигательная активность... 

Детям, привыкающим с детства танцевать интересные танцы, петь красивые, интересные мелодии, постигать теорию музыки, будет потом легко учиться! 
Для них не будет понятия "это- сложно", потому что они привыкли к умственной и двигательной нагрузке с детского сада! А то, к чему нас призывают сейчас - это просто нонсенс... вместо повышения уровня развития, нас призывают к его снижению...
прямо педагогическая диверсия какая-то....

 

 

Регистрация и вход

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0