- Скажите пожалуйста, какое внимание во время пения с дошкольниками нужно уделять ДЫХАНИЮ? То, что написано в программе "учить брать дыхание между фразами..." это понятно, но как только начинаю этому УЧИТЬ - дети берут дыхание неестественно, поднимая плечи, получается непонятно что.

Ирина

Проблема с дыханием и работы над ним у меня не стоит остро… наверное потому, что игровые распевки, которые я использую с младшей группы предполагают комплексное развитие - и слуха детей, и дикции, и дыхания!

Смотрите, в игровом распевании фразы персонажей короткие и ёмкие, дыхания детям хватает, и в песнях – как вы правильно заметили, фразы тоже не длинные, рассчитаны на детское дыхание… поэтому проблем как таковых, у меня не возникает… Единственное, на что приходится иногда обращать внимание, так это на то, что в середине слова дыхание брать нельзя, разделять слово дыханием на 2 части… но тут всё просто : объясняешь, что нет такого слова: «го… и нет такого слова «…рка»… а есть слово : «горка», и его рвать не надо…

Методом «от обратного» – показываешь несколько таких смешных примеров… ребята посмеются, убедятся, что и вправду, нет таких рваных слов… и уже в будущем следят за этим.

- Часто слышу как дети поют.что называется "на связках",напряженно.Звук получается крикливым,неестественным...

Ирина

А вот на что надо обращать внимание обязательно: так это на звукоизвлечение!
Как часто слышу в других садах - резкий, гортанный крик, резкий, открытый звук - крик – который и пением-то трудно назвать…
С младшей группы объясняю ребятам, что ротик должен быть похож на солнышко – круглый, ведь песенке, чтобы вылететь из горлышка, нужно преодолеть 2 заборчика: зубки и губки – именно они не дают песенке вылететь, как птичке из гнезда… откройте ротик, пусть песенка спокойно звучит, не зная препятствий…

Если ротик детки открывают круглый, а не растянутый, как у Буратино, то звукоизвлечение уже будет культурным и эстетичным, звучание естественным и красивым!

Если поют тихо – ищем – где у нас кнопка громкости? /нажимаем на пупочек – хохочут…/, но и вправду, поют звонче! Только тут важно не перейти на крик! Ведь крик- это враг пения – у меня даже малыши знают это, как «Отче наш»… Что заложишь в младшей группе, то и пожнешь в старшей, а особенно в подготовительной!

Если малышам позволить кричать вместо пения и петь открытым, резким «народным» звуком… то потом НЕ переделать… лучше не полениться и заложить эти основы с младшей группы – насколько потом легко и приятно будет работать и пожинать свои плоды!

- У меня к вам вопрос по поводу темпа в пении. Я сейчас полностью перешла на вашу методику в пении и, к моей большой радости, уже есть результаты. Но моим детям всё-таки составляет трудность петь песенки в том темпе, которые задаёте вы. Конечно можно и замедлить, но очень хочется, чтобы было как у вас, быстро, не затянуто. Мои воспитатели разучивая песню в группе растягивают её до безобразия. Не знаю как с этим бороться. А может есть какие-нибудь приёмы, чтобы детки научились петь пропевая все слова и не замедляя при этом темп песни?

Ирина, Москва

Темп в песнях я стараюсь держать достаточно быстрый, потому что исхожу из образа в песне: если песня про дождик, то как же она может звучать в темпе медленно идущего каравана? Тогда на дождь похоже не будет, правда? 

Капельки быстрые, лёгкие, покажите голоском - какие? Тут очень важен личный показ! Изобразите оба варианта- медленный и быстрый, пусть выберут - какой лучше для песенки?

Держать темп в песнях и хорошую дикцию мне помогают скороговорки и упражнения для губ и языка, у вас они есть?

У меня их целая картотека на все случаи жизни и я обязательно ими пользуюсь при распевании, а в пении сразу делаю паузу, остановку, если дикция становится плохой, нечёткой...ведь ни в коем случае нельзя допускать "закрепления" неправильного пения - как в звуковысотном, мелодическом плане, так и в дикции, так и в выразительности пения.

Только триединство: мелодии, дикции и выразительности - даст качественное пение.

Постарайтесь уделить на занятии внимание - хоть на 1- 2 минутки упражнению для губ и языка, скороговорке, объясните ребяткам- почему в этой песне нужен подвижный темп - песенка про дождик, про белочку, должна исполняться подвижно, ведь они сами быстрые и лёгкие! А если споём медленно - это будет уже совсем другая песня - про медведя или слона...  

И обязательно возьмите ту игровую распевку, в которой предполагается задача артикуляционная, где нужна, помимо мелодии, ещё и очень хорошая дикция! Например, "Медвежонок и пчела" или "Стрекоза и рыбка". Эти распевки в быстром темпе очень помогают ребятам и в пении держать нужный темп и ритм!

Во всём нужен навык, систематическое обращение на ЭТО внимание, а не иногда, тогда обязательно будет результат!

А своим воспитателям строго-настрого запретите петь медленно, с растяжкой!

Мой вам совет: запишите своё пение этих песен на магнитофон, пусть ребята в свободное время поют ВМЕСТЕ с вашим голосом! 

Тогда уж они точно не споют их медленнее, чем вы! 

И не воспитатель будет тут дирижером, а вы сами - ваш голос!

Таким образом, практика пения в нужном темпе будет накапливаться!

У меня в каждой группе- целая фонотека записей песен в моём исполнении: и воспитатели устраивают даже такие вечера развлечения: дети вспоминают прошедшие утренники и праздники даже прошлых лет! 
Сейчас воспитатели просят - запиши осенние песни, а то ребята с таким удовольствием до сих пор просят поставить записи новогодних и весенних праздников!
А уж как большие ребята смеются, вспоминая и подпевая песням из своих малышовских утренников!

Ностальгия! И... практика... закрепление пройденного и лишнее вокальное упражнение.... что только на руку всем!

- В средней группе девочка умничка поет старается но....поет слова которые уже спели все...Как эхо отстает от музыки...Брала отдельно старается но тот же результат. Может посоветуете упражнения какие? Как ей помочь чтоб пела со всеми? Уж и изображала ее ошибку сама с воспитателем. Смеется а потом все сначала.... Безнадежно или пройдет с возрастом?

Светлана, Украина, Киевская область

Конечно же, это временные трудности, которые со временем пройдут! Где ты видела взрослых людей, поющих эхом?
Это, видно , какой-то психологический ступор, зажим, тут ещё явно трудности фонематического слуха!
Всё обязательно пройдёт! Средняя группа - это ещё не показатель, самый трудный и неустойчивый возраст... 

Ты сама умница и понимаешь, что тут очень важны индивидуальные занятия и игровые приёмы, типа:

- "догони песенку", "твой голосок потерялся, одному ему скучно, одиноко, догоняй другие голоса детей",

- "догони мой голосок", ( пение в дуэте с музруком в индивидуальных занятиях),

- пение БЕЗ звука - по принципу "ЗЕРКАЛО" или НЕМОГО ТЕЛЕВИЗОРА - ребёнок открывает ротик и произносит твёрдыми губками вместе с тобой БЕЗ ЗВУКА текст - просто стихами; 
потом тихонько добавляется голос (опять БЕЗ пения),
и только когда ваши произнесения текстов совпадают, потихоньку и аккуратно вводи пение, причём в разных темпах, начинать, конечно же, с нарочито медленного, постепенно увеличивая темп.

- несложные скороговорки - синхронно с воспитателем или музыкантом, проговаривание ,а потом и пропевание их в сдержанном темпе, но твёрдыми губками;

- пропевания строчки частично со звуком, частично с "отключением" его, но попадания в музыкальную строчку вместе со взрослым!

Я думаю, что запаздывание в пении - это чисто психологический момент, который уйдёт с уверенностью ребёнка в себе и в том, что он сможет сделать правильно, что взрослый обязательно поддержит и поможет ему!

Только нельзя допустить смеха или издёвок ребят, иначе ребёнок может замкнуться в своей "ракушке" и вызвать его оттуда будет намного сложнее...

- Помогите советом пожалуйста! В каждой логопедической группе есть несколько мальчиков с дизартрией ( в народе их называют - "гудошники")
Что с ними делать? Как хоть чуть-чуть изменить их "неинтонируемый бас"?

Оксана, Санкт-Петербург

Даже не знаю – что нового вам посоветовать… у меня рецепт, проверенный годами – игровое распевание и индивидуальная работа… за 30 лет столько всего перепробовала, но действенней этого - нет!

- Во фронтальном и подгрупповом игровом распевании пусть эти ребята, конечно же, пробуют и средний и высокий голос… понятно, что пока не получается, но пробовать –то надо..

- А вот в индивидуальном игровом распевании давайте им сначала роль персонажа со средним голосом, а не с высоким – а то ребята начнут смеяться, услышав неправильное пение и ребёнок совсем замкнётся в себе… обязательно похвалите, пусть ребята ему поаплодируют!

- Пусть ребёнку ПОНРАВИТСЯ петь в принципе! Пусть он убедится, что то, КАК он поёт – не вызывает усмешки, а вызывает уважение! Тогда так петь захочется – и ещё лучше, чтобы ещё похвалили!

- Я если поощрительный значок нотки или птички даю- так этот ребёнок готов из кожи вылезть, чтобы ещё его заслужить! А остальные как стараются – чтобы не отстать! Конкуренция и соревнование- великая сила!

- Вы оставьте их после занятия и попробуйте поиграть в «Эхо» - сначала- как и они- низко, потом всё выше, выше… попросите пропищать – как мышата, как сирена… а мальчишкам – как свистит снаряд – они сразу такой диапазон покажут! Так завизжат, да ещё с диапазоном сверху вниз –ага, значит, не всё потеряно: есть вероятность фальцета- а значит, в будущем – и высокого голоса!

- В пении ставьте рядышком с собой – у пианино и с хорошо поющими ребятами, никогда не позволяйте им "прятаться" в толпе поющих! И не только около инструмента, но и врассыпную! А то бывает часто так: непоющие дети около музыканта, пока разучивают песню - всё по методике... а как исполнять - активные дети все вылезают вперёд, а эти самые гудошники - назад становятся ( многие музыканты неосознанно или осознанно так делают - вроде бы отдохнуть и насладиться хорошими голосами...нет, голубчики, выходите на авансцену, будем ИСПОЛНЯТЬ!)

- И обязательно слушайте, когда поют, ходите между ними, наклоняйтесь к ним, чтобы пели вам в ушко и пойте с ними чисто –этот внешний контроль очень стимулирует и их внутренний контроль… они пытаются стараться…
У совсем тяжелых гудошников всё- равно разовьётся слух при систематических занятиях!

- И ещё- у каждого ребёнка своё время «Ч» - то есть тогда, когда что –то перещёлкивается у них в уме, в голосовом аппарате и он начинает петь и интонировать сначала приблизительно, а потом и попадая в тональность и ноты…

- Ещё очень важно, чтобы песня нравилась! Если песня интересная, заводная и вызывает живой интерес – она так ложится на слух, что дети повторяют её часто даже в свободное время, во время игр или одевания на улицу…. Этот интерес часто стимулирует желание спеть от души и, повторяя песню с ребятами, гудошник может совершенно невольно - но хотя бы направить мелодию в нужное русло..

У меня вчера была такая замечательная история – девочка хорошая, умненькая, пластичная… но голос – ниже низкого всегда был… ну, бас безумный, и я уже думала, что бесполезно, против природы не попрешь… а вчера – как всегда, - как Большой Ух - хожу между поющими детьми, наклоняюсь и прислушиваюсь к каждому, и вдруг, проходя мимо неё - ушам своим не поверила - она подняла голос и уже не только не басит, а поёт достаточно попадая в нотки – не пищит – как некоторые дети переусердствуют при обращении петь высоко, а именно поёт чистенько… у меня был шок… я так была счастлива! 

А вот мальчик есть – тоже – прелесть – умненький, красавец, любимец всей группы – и никак…. Но я не теряю надежды! Уверена, что обязательно запоёт… У меня бывало такое, что у детей слух открывался только к концу подготовительной группы – это как по мановению волшебной палочки… только волшебство это с секретом:

Игра в пение по ролям + систематические занятия , а не иногда, и ждать, ждать и ждать… когда это «тесто» поднимется… у каждого свой срок – кто-то среагирует практически на 2-3 занятии, а кому-то надо «созреть»…

Не отчаивайтесь и не оставляйте усилия! Обязательно получится!

Регистрация и вход

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0