О пении под фонограмму

Меня заведующая вызвала после утренника и озвучила такое: "Дети пели изумительно, эмоционально....Только пусть они поют под живое звучание фортепиано, а не под минусовки!" Я взяла 3 песни с фонограммами, остальные песни мы пели под инструмент. Заведующая сказала, что она была как в ДК, а не в саду...Я ей в ответ: " Для того, чтобы спеть под минусовку, сначала детей НАДО научить петь под инструмент, тем более, что ВСЕ минусовки очень удобные по темпу, тесситуре для детского дошкольного возраста! Родители подходили после утренника, благодарили. И ни у кого не возникло ощущение, что что-то не так! Я очень жду Вашего ответа, Алла Анатольевна!

Елена, Саратовская обл.

Разучивание песен идёт ТОЛЬКО под фортепьяно! А уже на праздник- как человек украшает себя к празднику, так и песня украшается фонограммой, которая очень красит её!

Можно, конечно, придти на праздник и в стареньком халатике, но в нарядном костюме как-то лучше... Так и с песней! Только, конечно же, надо учитывать степень подготовки детей и их возраст!

В младших группах - конечно же, надо использовать живое исполнение, ведь у детей ещё проблемы и с интонированием, и с чувством ритма- кто-то замедляет, кто-то убыстряет... тут и спорить нечего, это просто аксиома: младший возраст- под фортепьяно!

И ещё одно "НО".. даже в старшем возрасте, если дети поют нечисто, кричат, не держат мелодию, значит им просто рано петь под фонограмму!

Но если дети держат интонационный строй, поют выразительно и чисто, фонограмма профессиональная, эффектная- как ФИНАЛЬНЫЙ ИТОГ, ЭТАП РАЗУЧИВАНИЯ ТОЛЬКО УКРАСИТ ИСПОЛНЕНИЕ!!!

И опять же - вот такой нюанс: если выбирать между кустарной фонограммой - иногда не очень качественной, записью игры на синтезаторе - и качественным, с вариациями - исполнением на фо -но - я выбираю второе!!

Можно же найти разумный компромисс в количественной пропорции использования живого звучания и фонограмм! Аргументируйте свой ответ своим оппонентам - объясните- почему вы в этой песне использовали именно такое сопровождение, покажите другой вариант... а теперь сравните...

А уж в каком количестве брать фонограммы- решать только вам! 
На дворе 21 век, и наши дети давно уже слушают и поют другую музыку! Композиторы и аранжировщики тратят уйму времени, денег, чтобы сделать качественную, эстетическую, красочную фонограмму- для УКРАШЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ!!! А не для замены фортепьяно, без которого никак не обойтись - на всех этапах разучивания!


СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА РАЗЬЯСНЕНИЕ!!! НО........что сказать человеку если при нормальном инструменте и зале использовать только фонограммы и минуса, и дети не успевают петь под минус! Как обьяснить не знаю! Может я и не современна, но как заменить живое звучание и живую песню! Мы ее и так давно не слышим, почти все поют под "фанеру", а мы хотим от наших детей душевного тепла и доброты, а ведь часть этого несет живая музыка (концерты оркестров и многое другое). Может я не права,  убедите!

Наталья, Комсомольск

Ни в коем случае не буду вас переубеждать! Вы тоже абсолютно правы, и подтверждаете мои слова: если дети не готовы петь под фонограмму- этого делать ни в коем случае нельзя!!! Получится такой же абсурд, как наш чиновник от спорта Мутко говорил на английском языке с трибуны... это же полная карикатура и стыдобище!!!!!

Только подготовленное пение нуждается в украшении своего исполнения фонограммой! А если дети не успевают за фонограммой или опережают её - это такая же карикатура и полная дисгармония!

Есть песни, которые немыслимы без звучания живого инструмента! Я с вами абсолютно согласна!

Я сама начала использовать фонограммы не так давно, а до этого пели мои дети только под живое сопровождение! Но заказывая фонограммы своих песен и знакомясь с фонограммами  на музыкальных форумах, я была просто потрясена - как преображается в лучшую сторону звучание песни! 

Есть такие фонограммы песен, которые делают из самой простенькой песенки- просто картинку, маленький шедевр! И потом- это так празднично, так эффектно звучит...но с одним условием- если ПЕНИЕ ДЕТЕЙ СООТВЕТСТВУЕТ ЭТОМУ КРАСИВОМУ ЗВУЧАНИЮ, А НЕ ПОРТИТ ЕГО! Если фонограмма не заглушает и не прикрывает фальшивое звучание детских голосов! 

И потом - пение "под фанеру"- это когда исполнители просто открывают рот, а звучит плюсовка! А наши дети поют ВЖИВУЮ, под минусовые фонограммы, то есть они-то не халтурят, просто их пение украшает более богатый аккомпанемент!

Вообще, фонограммы, это, конечно, своеобразный наркотик, начав ИСПОЛНЯТЬ песни под них, очень трудно от них отказаться... Но, честное слово, вы же сами слышите- как они способны украсить пение...

Вы же сами представляете: когда мы учим танец без костюмов, атрибутов- это одно. Но стоит надеть костюм, создать декорацию, взять атрибуты в руки, как танец преображается до неузнаваемости! 

Вот фонограмма- это тот же наряд для песни. Он неуместен на обычном занятии, но на празднике слушается очень гармонично и ярко, празднично, одним словом!

А живое исполнение остается обязательным на любом занятии и празднике! Просто в зависимости от произведения и вашего личного вкуса вы используете или живой аккомпанемент, или фонограмму - только ваше решение!

Алла, сегодня я была "в гостях" на утреннике в "чужом" саду. Меня поразил один факт. Дети спели несколько песен ПОД ПЛЮСЫ!!!! Да-да! Именно под плюсы. Я была несколько шокирована. Музрук показалось опытной и возрастной, т.е. педагог, который работает много лет в нашей системе и вдруг вот такое. Как вы на это смотрите??? Это нормально? Правильно? Я методисту в личной беседе задала вопрос "Почему?". На что получила ответ "Мы были на конкурсе детского творчества, там 50% детей пели песни ПОД ПЛЮСЫ". В общем, я в замешательстве....

Валерия, Астрахань

Очень хорошо понимаю ваше недоумение и даже возмущение!

Плюсы ведь чем хороши? Когда песня уже выучена в черновике - её хорошо дать прослушать в плюсовке, чтобы дети имели представление - КАК это может звучать в сопровождении оркестра!

Хотя сразу оговорюсь: есть плюсы, которые я КАТЕГОРИЧЕСКИ не даю слушать своим детям.
Ну, например, если я учу детей правильному звукоизвлечению, культурному пению круглым ртом - ну, как я дам им слушать в плюсовке песню "За летом зима, пролетели года?..", когда там девочка поёт таким гнусавым, резким голосом, открытым звуком... ну, просто невозможно слушать, режет ухо....
Я для смеха дала ребятам послушать первый куплет... и не ошиблась- они рассмеялись - не с целью осмеять солистку... а в удивлении, что ТАКОЕ пение возможно...., что ТАКОЕ пение считается нормой?

Так что даже плюс плюсу- рознь...

И этот методический приём- пение под" плюс" возможен и допустим в процессе разучивания, наработки выразительности и уверенности в пении, в знании слов, используя, так называемую, слуховую память: у детей откладывается звучание песни, последовательность куплетов... 

Но и всё равно, когда это изучение песни дошло до автоматизма, и вы, наконец, переходите к пению под минусовку- ТУТ СТОЛЬКО нюансов!!!!!

Обычно плюсовка поётся в любом случае довольно ровно и однообразно, редко, когда соблюдаются динамические оттенки.... а в пении под минус- можно и НУЖНО эти динамические и смысловые оттенки вырисовывать - где потише, где позвонче спеть, где с явным выражением чувств, где затаённо и нежно...

Всё ведь зависит от текста, от смысла песни...
Можно так разукрасить песню вокальными нюансами - залюбуешься... лучше всяких плюсовок!

Это как заготовка по ИЗО. Дали тебе черно-белый контур ( минусовку), а ты теперь разукрась её так, как чувствуешь, чтобы мурашки побежали! Я всегда ребятам говорю про этот символ... и они, после исполнения песни осторожно и с надеждой спрашивают:"Аллочка Анатольевна! Мурашки бежали?" 

Ну, а уж в исполнении перед зрителями, то есть в конечном варианте, использовать плюс - это просто расписаться в собственном бессилии, завуалировать плохое пение собственных детей, неумение их научить, авось, в общем гуле, не различат....

Ну, это просто недопустимая хитрость, тем более, что люди с минимальным слухом, в любом случае услышат эту разницу, и сморщатся от неловкости за этого музыканта... Кого обманывать -то? Родителей? Себя?
Ну, их ещё можно... а себя? Стыдно, господа...

Прошу прощения, если повторяюсь... но это же полный нонсенс!!!!!!!!

Здравствуйте! Помогите мне пожалуйста! У нас в саду дети поют под "плюс". Я, как методист объясняю, что это не правильно, показала им ваш ответ - про ошибку в методике по обучению в пении, но они ответили, мало ли кто что пишет. Очень вас прошу подскажите где это найти в методике по музыкальному воспитанию, хочется их поставить на место в конце то концов!

Надежда

Надюша! Спасибо вам большое за доверие, за то, что обращаетесь ко мне с этим вопросом! Я уверена, что вы прекрасный молодой методист уже только потому, что вникаете во все сферы воспитания в детском саду, в том числе, и в музыкальное, интересуетесь методами и приёмами обучения! Это говорит только в вашу пользу! Ибо только ищущий постигнет...

Ваш вопрос меня обескуражил только потому, что ответ на него так же очевиден, как дважды два- четыре...

Ни один уважающий себя музыкант НИКОГДА не станет петь с детьми НА ВЫСТУПЛЕНИИ под плюсовую фонограмму! В момент разучивания, обучения- допустимо! Но на выступлении! Это просто нонсенс!

Во-первых, звук фонограммы явно заглушит пение детей, что уже - ни в какие ворота- по методике!


Цитирую Ветлугину: "Пение детей должно звучать легко, естественно, без напряжения. Аккомпанемент и сопровождение пения ни в коем случае не должно мешать пению, заглушать его, с тем, чтобы не напрягать голосовые связки ребёнка..."

Далее: Если музыкант включает плюсовую фонограмму( хотя минусовку найти сейчас - не проблема), это значит, он хочет завуалировать, спрятать нечистое пение воспитанников, что даёт грязь в звучании песни, ибо расхождение в чистом пении фонограммы и реальном пении детей- будет явным и очень невыгодным для музыкального руководителя и исполнителей...

Вы понимаете, получается, что звучит НЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ пение детей, а их бэк - вокал... скорее всего не очень чисто звучащий...

И это , так называемое "двухголосие" будет очень резать слух, так как слияния голосов не последует!

А я уверена, что пение обязательно будет НЕЧИСТЫМ, иначе зачем заглушать его плюсовой фонограммой????

Давайте посмотрим, что нам говорит по этому поводу
 Программа Васильевой:
"Одна из сложных задач "Программы..." - это "уметь петь без музыкального сопровождения ", как показывает практика, часто не выполняется. Как правило, песни разучиваются с детьми с музыкальным сопровождением и с одновременным пением взрослых (музыкальным руководителем или воспитателем), которые, заглушая детей, поют всю песню целиком на мерных этапах разучивания и на последующих. Для детей складываются неблагоприятные условия: они не могут контролировать качество исполнения песен. Они не слышат друг друга во время хорового пения, не слышат себя. У детей не развиваются активность слухового внимания, чувство самоконтроля, не формируются устойчивость вокально-слуховой координации, умение петь самостоятельно без музыкального сопровождения. А этому научить необходимо.
Формируя коллективное (хоровое) пение, нужно упражнять детей одновременно начинать и заканчивать песню, не отставать в пении и не опережать друг друга, обращать их внимание на совместное дружное пение, на слияние голосов, на сочетание вокального и инструментального сопровождения с привилегией первого. Не заглушайте пение детей инструментальным сопровождением, дайте голосу звучать естественно, легко и чисто.
Слух совершенствуется, если обучение поставлено правильно. В младших группах детского сада внимание ребят привлекается к точному воспроизведению мелодии: петь простые, маленькие попевки, песенки, построенные на двух-трех нотах. Примером всегда служит выразительное, правильное пение воспитателя и звучание хорошо настроенного инструмента. Ребенок слушает, затем поет вместе со взрослым, как бы "подравниваясь" к вокальной интонации. 
Постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и впоследствии развивается ладо-высотный слух, когда ребёнок уже поёт без подсказки, самостоятельно ведя мелодию, "
... А какая уж тут самостоятельность, если за ребенка поёт плюсовая фонограмма? Подсказывая и текст, и мелодию... можно вообще только рот открывать - по принципу "испорченного телевизора"... а зачем стараться? Фонограмма всё сделает! Но чем же тогда отличается ребёнок старшей группы от малышек?

Принцип самостоятельности пения в подготовительной группе- один из синонимов правильного обучения! На то и возрастное обучение в детском саду, где от действия "по показу", как у малышей, дети дорастают в своих навыках - до самостоятельности во всех видах своей исполнительской деятельности, в том числе и в пении, а пение под плюсовку- это фактически - пение "по показу" - что является принципом обучения малышей, но никак не детей старшего возраста!

На месте заведующей я бы поставила вопрос о качестве работы музыкантов, о их безалаберном и некачественном подходе к своей работе, одним словом - халтурите, девчонки?! - пытаетесь пустить пыль в глаза? ( вернее, в уши...) Заглушить фальшивое пение?

Как в "Кавказской пленнице": "Сестра! Сделай телевизор погромче...."

В конце концов, я повторяю- себя-то не обманешь.... и если ваши музыканты с вами не соглашаются- пусть аргументируют!
Пусть САМИ найдут в любой методике хоть одно подтверждение своей правоты! 

Будьте спокойны и уверены- не найдут никогда, потому что методику для лентяев ещё не выпустили....

Не знаю... помогла ли вам.... надеюсь, что - да.... с уважением Алла.

 

Регистрация и вход

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0