Еще раз об оркестре

- А для объяснения ритмического рисунка вы не используете формулы с та и ти? И как вы объясняете детям паузу, что надо помолчать определенное количество времени?

Татьяна, Ленинградская обл.

 Конечно, использую обозначения длительности нот: ти-та... особенно, когда только начинаем знакомиться с длительностями в средней группе.

Но я приучаю их к пониманию длинного и короткого звука при помощи раздаточного материала в индивидуальных фланелеграфах.
У каждого ребёнка свой маленький фланелеграф и в его кармашках - фигурки разной величины: в одном маленькие, в другом- побольше. В одном шарики, в другом ёлочки, звёздочки, груши, яблоки, погремушки, пирамидки, птички и т.д. - у каждого ребёнка разные фигурки во фланелеграфах!

Это очень подогревает интерес ребёнка к выкладыванию ритма! Ведь в следующий раз ему попадётся фланелеграф с другими фигурками!

Преимущество их в том, что на занятии
 каждый ребёнок, а не 1-2, как позволяет время занятия, может потренироваться в определении звуковысотности и длительности звуков, и вы сможете проверить уровень и степень усвоения материала у всей группы сразу.

Кроме того, я приучаю выкладывать одновременно с длительностями - и высоту звучания: куда движется мелодия? вверх, вниз, скачками?

Я считаю, что именно ЭТОТ АНАЛИЗ помогает детям и в пении и в оркестре:


Понимание направленности мелодических интервалов + длительность звуков = чистое пение с любым сложным ритмом и осознанное ощущение направления мелодии в игре на металлофонах.

Я считаю, что пусть ребёнок выложит 3 звука, а не цепочку в 5- 7 нот, но выложит её не только по горизонтали, ( то есть ТОЛЬКО ритмический рисунок), но и по вертикали ( то есть движение мелодии)

Например:
большую фигурку в верхней части фланелеграфа (значит, звук был длинный и высокий )+ маленькую фигурку в середине поля фланелеграфа ( значит, звук был короткий и средний по звучанию) + маленькую фигурку внизу( то есть звук был короткий и низкий)

То есть, я приучаю слышать музыкальные звуки: и в ритмическом и звуковысотном восприятии 
одновременно.

И тут уже отключаю понятия "ти-та" - ПОТОМУ ЧТО ТУТ УЖЕ ИДЁТ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЙ ПРОЦЕСС, пусть не спеша, но мы постигаем с детьми умение слушать одновременно и ритм и высоту звуков, что крайне поможет в исполнении мелодической и ритмической партии в оркестре! 

А понятие паузы- никогда не вызывало затруднений -сразу ввожу этот термин!

Когда на ладошках отхлопываем ритм, то в момент паузы- разводим ручки ладошками вверх в стороны, это у средних ребяток...
А потом - понятие паузы уже вообще не вызывает затруднения... музыка молчит- и мы молчим... вступаем на сильную долю... большие это знают без труда!

Я считаю, что эти упражнения очень развивают и ритмический, и звуковысотный слух одновременно, что крайне важно во всех видах деятельности, в том числе и в игре на музыкальных инструментах!

- Скажите, сколько времени на занятии вы отводите игре на металлофоне и занимаетесь ли ещё дополнительно? Очень здорово дети играют!

Зинаида, Тамбовская обл.

Вы и сами понимаете, что на каждом занятии уделять время игре на музыкальных инструментах просто невозможно - слишком много других видов деятельности - главных, а игра на ДМИ всё- таки побочный вид деятельности..

Зато ритмическим упражнениям - дидактике в озвучивании ритмов - стараюсь уделять хоть пару минут почти на каждом занятии, начиная со средней группы, поэтому сыграть ритмический оркестр - вообще не составляет труда...

А игре на металлофонах выделяю особое время на занятии, если замыслила оркестр, то делаю доминантные занятия, чтобы позаниматься оркестром более тщательно, ведь это очень кропотливый труд, с индивидуальным обучением.. надо видеть и слышать каждого ребёнка- усвоил или нет порядок звучания нот...

Но и не перегружаю этот вид деятельности, чтобы ребята не уставали и не теряли к нему интерес! 

Буквально 1 ход мелодии - 2 такта бывает достаточно на одном занятии освоить, особенно если в мелодии есть скачки и нужно на металлофоне освоить навык перемещения руки по клавиатуре металлофона .. на следующем- закрепляем эту, уже знакомую часть, и добавляем ещё 2-4 такта- в зависимости от сложности мелодии...

То есть получается принцип "нанизывания пирамидки" - каждый раз прибавляется новое "колечко"...

И ещё- очень хвалю ребят, пусть даже за "сырое" исполнение, давая надежду на то, что у них обязательно всё получится! И стараюсь дать им послушать своё звучание с оркестром или фортепиано - пусть даже этот небольшой кусочек выученного, чтобы они могли услышать и представить - КАК это красиво зазвучит, когда всё будет выучено!

Регистрация и вход

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0