Диалоги о пении
- У меня небольшой вопрос насчёт жестов. Мне делают замечание, что я использую слишком много жестов в пении. Я прочитала по-поводу ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ, но речь о том, чтоб использовать жесты для более лёгкого разучивания текста песни (показать солнышко, ладушки печь, и т.п.). Мои воспитатели утверждают, что жесты только отвлекают детей от песни, и получается какой-то ансамбль для глухонемых.Опять же когда я, по просьбе тех же воспитателей, убрала все жесты ,то тут же посыпались замечания на детей: "Что стоите, как столбы, шевелитесь как-нибудь!". Может быть с моей стороны иногда и выходит замного жестов, я не спорю (такой грех имеется, пытаюсь с этим бороться), но чтоб песня ограничилась только покачиванием из стороны в сторону или приседаниями, это же скучно.Конечно, если можно было бы добиться такой выразительности, как у Ваших деток , Алла, то можно и обойтись небольшим набором жестов. А как вы считаете?
Я тоже столько сталкивалась с таким контрастным обращением с жестами в пении!
Первый вариант: дети стоят как столбики(притом с каменными лицами: дети-зомби...в лучшем случае делают невпопад рьяную пружинку или качаются, как ты говоришь, из стороны в сторону на прямых ногах... возникает стойкое впечатление, что дети под гипнозом или Снежная королева пролетела где-то близко...
Второй вариант: дети машут руками невпопад, как мельницы, будто отмахиваются от комаров- там где надо, и не надо, задевая соседа... будто пение с сурдопереводом...
И то, и другое, конечно же, перебор...
Я пытаюсь объяснить детям, что жесты используются тогда, когда они необходимы, когда без них не обойтись, когда они подчеркивают содержание или настроение песни. Только тогда, когда жест требуется!!!
Но иногда он соверщенно не нужен, даже мешает восприятию, отвлекает от содержания песни, и тогда на помощь приходит МИМИКА! Иногда хватает только мимики и очень аккуратного, мягкого, мелкого жеста, чтобы песня получилась выразительной!
Я нацеливаю своих детей на преимущество МИМИКИ ПЕРЕД ЖЕСТАМИ!
И ещё: ты замечала, что дети делают в пении очень крупные, размашистые, угловатые жесты?
Я объясняю им, что, показывая солнышко, или небо, или журавлей не надо становиться на носочки и пытаться показать их как можно выше... всё равно не достанете!
Ваши жесты должны быть мягкими, с округлёнными локотками -и только в СВОЁМ ПРОСТРАНСТВЕ! А ваше пространство- это то, которое ограничивается рукой с согнутым локотком: показываю- как кокон бабочки -чуть больше твоего силуэта!
Тогда ты не помешаешь жестами соседу, тогда твои жесты станут красивыми и культурными, потому что они становятся мягкими и изящными.
А солнышко... вот оно - везде - протяни ручку в сторону- и покажи солнышко не в небе,( не поднимая руку-палку над головой), а вот тут- на полянке( рука мягко показывает чуть в сторону, перед собой ).
И журавли также- не тянись до облаков прямыми руками... вон они, журавли - вдалеке, жест мягкий, просто ладошка поднята вверх и рука, с мягким локтем показывает перспективу, а не буквально "дотянись до неба..."
И разговор о золотой середине" тут тоже очень кстати: можно утрированно показать оба гиперварианта... пусть ребята посмеются над ними и выберут ОСОЗНАННО умеренные жесты и выразительную мимику!
Согласна?
- При пение пусть даже распевок, дети поют, берут верхние ноты (не все, но срабатывают методы) нижнюю ноту "проваливают", падают, поют не чисто( взять хотя бы - прык да скок) на звук последний упали. Говорю, что белочка не упала в яму, осталась на дереве, только спустилась чуть ниже... Как быть по правильному?
То, что они уже берут высокие ноты- это прекрасный прогресс, значит- уже не безнадёга! Гораздо труднее научить петь высоко, чем убрать басы! Это всё шелуха, которая ошелушится со временем! Ведь это просто перегиб привычки петь низко... голос так и тянет к полу.. а ведь в распевке "Белочки" самая низкая нота- "ми", она ведь не звучит низко... это у них "голосовой атавизм..."
Лично я даю эту распевку всегда в не A-dur, а в B-dur, то есть на секунду выше! Я не стала в книге записывать эту распевку в B-dur, боясь нареканий, что слишком высоко будет детям петь "ми" 2 октавы... а мои поют запросто( это слышно в видеозанятии старшей группы).
Вы им объясните такую вещь, что низкие голоса- мы вообще не берём в своё пение- только средние и высокие! Мы же не медвежата и не волки.... а тем более, что у лёгких и подвижных белочек- вообще голоса должны такими же, как они... иначе ветка сломается( про то, что белка не падает, а остается на дереве-тоже отличный ход!)
Но я уверена, что это временные перегибы- дань прошлым привычкам и навыкам петь низко, не стараясь выпевать мелодию! Немного терпения, и это уйдет, главное, не упустить и не закрепить этот вредный навык, постоянно им об этом напоминать и обращать на это внимание, показывать пение правильно поющих детей.
А ещё- помните такую игру:"Найди тонику?
Вот и тут также- скажите, что мы сейчас поиграем...в" Голосок и магнит"... притянет ли магнит(нужная нота) голосок? Чей быстрее и чей точнее? Это как "холодно и горячо"...
В игровой ситуации детям легче понять - что от них требуется...
Я, например, малышам, постоянно в пении разбираю песню "по скелетику", то есть- ну, например: куплет звучит средним голосом, а в припеве- высокие звуки, скачки.( И тоже замечала, что в распевке- дети очень хорошо и заметно меняют голос со среднего на высокий- наверное потому, что перед их глазами иллюстрация, и они пытаются озвучивать голоса персонажей картинок!, а в пении это куда-то пропадает!) Так, значит, и в пении- надо воспользоваться этим зрительным игровым приёмом, немножко направить детей!
- Мои ребята попевки поют нормально (но не хорошо), а в самом пении - они такое ощущение что говорят на распев, но не поют, не говоря о том чтобы чисто вести мелодию. А то чтобы они могли бы повторить мелодию вместе со мной, это вообще проблема. Я муз.руком в этом саду работаю 2 года, и их я не начинала вести. Пыталась, если мелодия высоко, просила дать свой голосок птичку, и они начинали пищать, но интонируют всё равно фальшиво и не так как надо. Посоветуйте, что можно сделать в рамках занятия.
Ну, например, вы использовали распевку"Машенька и медведь", при переходе к пению песен, мы оговариваем, что и средний голос- мишеньки, и высокий- Машеньки - мы забираем с собой в песенки.
И вот, когда поём куплет- средним голосом, обращаете внимание, что мы этот средний голос у кого попросили?- у мишеньки.А при переходе к припеву- чей голосок нам поможет?-Машенькин, высокий.. То есть начальную связь распевок и песен надо у малышей сохранять, а когда к старшей- подготовительной группе навык сформируется- надобность в этом детском приёме отпадёт сам собой!
- В этой старшей группе я работаю первый год. Дети поют нестройно, кто торопится, кто отстаёт, слова почти вся группа не выговаривает, не слушают друг друга, аккомпанемент, не вступают вовремя, не слушают проигрыш. У детей уровень младшей группы, только пришедшей в садик и не видевшей ещё в своей жизни муз.занятий.
Вот как научить детей танцевать, если они не слышат музыку ? Не слышат смену храктера, не слышат смену темпа, если у них нет чувства ритма? Как научить петь в одном темпе, слушать друг друга?
По поводу пения опережающего и отстающего: придется вам просить детей, чтобы они пели по вашим губам, с вашим дирижированием их пения! Почти что сурдоперевод, и практически, утрированное синхронное повторение ритма слов песни по вашим губам! Пусть они следуют за ВАШИМ пением, поют синхронно с ним, а что делать? Пускай входят в ритм и темп песни хотя бы так! Вы правильно заметили- придётся им снижать уровень обучения, пусть они освоят хотя бы методы средней группы, не спешите спрашивать с них, как со старших, они к этому просто пока не готовы!
А с темпом :
- побольше муз-дидактических игр;
-оркестр ударных по сильным долям(опять же, по вашему или воспитателя показу)
-танцы совсем ПРОСТЫЕ: легкий бег на носочках, а на остановках: притопы- средний темп и чёткий ритм в муз. сопровождении,притом играть придётся самой, тут не до фонограмм полек итд.; ритмичные хлопки, кружение. И пока хватит...
- Хочу посоветоваться с Вами. Некоторые дети, напрягают при пении гортань, хотя и поют негромко, звук становится напряженным, быстро устают. Конечно я стараюсь учить петь, играя, как и Вы поете со своими ребятами, но даже в процессе распевания есть какая- то зажатость.
Вот уж никогда не сталкивалась с такой проблемой- зажатости в пении... Зажатость и усталость приходит, на мой взгляд, от крика в пении, но если вы говорите, что поют негромко, значит, дети неправильно извлекают звук, и скорее всего, эта зажатость происходит на высоких звуках, да?..
Я думаю, всё дело в том, что они стараются петь грудным, а не головным резонатором, то есть, говоря простым языком... дети берут звук "в натяжку", тянут на горле, а не берут звук сверху,- как "бабочка села на цветок"...
А грудным пением высокую ноту никогда не взять - ни ребёнку, ни взрослому... вот и получается зажатие и напряжение гортани..
В пении дыхание должно быть свободным, естественным... при напряжённом дыхании горло сжимается, сужается и получается резкий, открытый и некрасивый звук...
Тут помогут упражнения на дыхание и распевки по хроматической гамме,
- типа "Винни- Пух", "Динозаврик", "Ветерок", "Метелица" и тд
Но самое главное- покажите на собственном примере разницу в этих разных видах звукоизвлечения и способах дыхания!
Попытайтесь спеть, например, "до" второй октавы грудным звуком, напрягая горло, внатяг.... и вы эту ноту не возьмете, естественно - пусть ребята в этом убедятся!
А затем по-контрасту, спойте эту ноту "до" - взяв дыхание сверху,то есть, возьмите эту ноту НА ВЫДОХЕ - точно попав на неё... обратите внимание ребят - КАК прозвучит эта нота, если вы правильно взяли дыхание и извлекли её по- другому!
Это так называемый "принцип шприца" или "поршня"... когда воздух набирается, а пение совершается на медленном выдохе..
Несколько раз сопоставьте эту разницу, почти утрированно - и пусть ребята попробуют это сделать сами в этих 2-х вариантах!
Это ОЧЕНЬ важно! На это не жалко потратить пол занятия, а то и всё занятие!
Зато потом у ребят будет красивое, культурное, а не резкое, "гнусавое" пение, а самое главное- чистое и не зажатое - благодаря правильно взятому дыханию и звукоизвлечению...
Надеюсь, что немного помогла вам...
И о распевках - пожалуйста, все они - РИСОВАНИЕ ГОЛОСОМ:
Распевка "Винни- Пух"
Картинка из сказки "Винни- Пух", на которой изображено дерево и поднимающийся на воздушном шарике к дуплу с пчёлами Винни- Пух... а под деревом - Пяточок с ружьём.
Дети на одной гласной букве (а, о, у, э, и) изображают:
- как Винни-Пух поднимается на шарике вверх ( хроматической гаммой)
- зависает около дупла с пчелами ( дети, незаметно берут дыхание "цепочкой" и держат высокую ноту)
- по хроматической гамме спускаются вниз - Пяточок стреляет в шарик, Винни-Пух падает вниз в кусты...
Дети с таким восторгом поднимают медленно руки вверх, изображая голосом эту сюжетную картинку, поднимая голос почти до фальцета вверх, " зависая" около дупла вместе с Винни-Пухом, и опускают медленно руки, скатываясь голосом вниз, с особенным удовольствием произнося "Бум!" - изображая падение Винни-Пуха в кусты...
"Динозаврик"
Дети смотрят на картинку веселого, мультяшного Динозаврика и руками
- и голосом, снова по хроматизму рисуют его снизу вверх, сначала выводя внизу его хвост и туловище,
- потом постепенно поднимаясь по длинной шее, повышают голос: чем выше шея, тем выше голос....
- а далее, оставаясь на высоких звуках, "вырисовывают" его мордочку, глазки, ушки, при этом "цепочкой" берут осторожно и незаметно дыхание.
- нарисовав голосом голову Динозаврика, сверху опускаются голосом по-хроматизму вниз, снова к хвостику, будто бы разукрашивая его сверху вниз.
"Ветерок", "Метелица" - в зависимости от сезона: осенью и весной- ветерок, а зимой- метелица... дети голосом следуют за рукой педагога или ребёнка, в руках у которого или султанчик ( ветерок) или блестящий дождик ( метелица).... а ведь направление ветерка или метелицы может быть таком интересным: то вверх, то вниз, то волной, то зигзагом!
Вот и взлетает детский голос от низких нот и до высоких, развивая диапазон и дыхание!
Меню
Регистрация и вход
Новости сайта
- 2015 Апрель
- 2015 Май
- 2015 Июнь
- 2015 Июль
- 2015 Август
- 2015 Сентябрь
- 2015 Октябрь
- 2015 Ноябрь
- 2015 Декабрь
- 2016 Январь
- 2016 Февраль
- 2016 Март
- 2016 Май
- 2016 Июнь
- 2016 Сентябрь
- 2016 Октябрь
- 2016 Ноябрь
- 2016 Декабрь
- 2017 Январь
- 2017 Март
- 2017 Апрель
- 2017 Май
- 2017 Июнь
- 2017 Июль
- 2017 Август
- 2017 Сентябрь
- 2017 Октябрь
- 2017 Декабрь
- 2018 Январь
- 2018 Февраль
- 2018 Март
- 2018 Май
- 2018 Июнь
- 2018 Сентябрь
- 2019 Февраль
- 2019 Июнь
- 2019 Август
- 2020 Март
- 2020 Ноябрь
- 2021 Январь
- 2021 Июнь
- 2021 Октябрь
- 2022 Июнь
- 2023 Июнь
- 2023 Июль
- 2023 Октябрь
- 2023 Декабрь
- 2024 Июнь