Беседы об оркестре
- Я считаю, что цветовая гамма- это очень даже хорошо! Я даже млгу сослаться на мнение более авторитетного педагога. Мне посчастливилось учиться у Н.А. Бергер - кандидата искусствоведения . Она ведет теоретические дисциплины в С.П.б консерватории. Она автор метода - Музыка для всех - коллективное музицирование в процессе освоения музюграмоты. Она всегда говорила о том, что нельзя излишне перегружать мозг детей. В занятиях с детским оркестром я использую также и клавишные инструменты и на белые клавиши наклеила цветые полоски. 7 нот - это как семь цветов радуги - Кр., Ор, Желт, Зел, гол, Син, Фиол.
Екатерина, Ленинградская обл.
- У нас в саду часть металлофонов цветные, а часть не цветные. Дети выбирают - цветные.Значит я за цвет! Работа с оркестром у меня идёт отдельным кружковым занятием, занимается в нём логопедическая группа. Т.К. в этой группе дети очень разные, то и приёмы в работе с инструментами тоже разные, главное, чтобы получилось (важно успех ребёнка). На первых занятиях с новым произведением, на пластинки (и цветные), которые будем использовать, наклеиваю метки. Потом убираю по желанию ребёнка. Некоторым так и оставляю.Не знаю, правильно ли это, но детям удобно.
Ольга, Юрга
Спасибо за поддержку и понимание!
Я тоже считаю, что нужно сделать всё возможное, чтобы ребёнку было интересно и удобно заниматься, и, главное, максимально понятно!!!
А когда ему будет интересно, тогда и сразу будет виден результат!
Так что тот, кто работает по этому принципу, убедился не раз, что цветовая гамма при обучении детей игре на ДМИ - только облегчает эту работу и нам, и детям!
Нашим детям и так нелегко нести на себе эти звания: и певца, и танцора, и актёра, и музыканта... Так почему не облегчить освоение этого многостаночного труда? Почему не сделать его прозрачным, интересным, игровым и ярким?
Это же дети! И им горадо приятнее играть на пластинках с наклейками всех цветов радуги, чем просто по голому железу, правда?
И тот из профессоров- теоретиков, кто утверждает обратное, тот просто никогда не работал с детьми на практике, и детей последний раз видел "никогда"... Теоретиков у нас пруд пруди... а вот практиков - их только и надо слушать!!!
- У меня вопрос: детям удобно держать в ручках и стоя играть на металлофонах? У меня всегда сидя.
Дания, Новосибирская обл.
Разучиваем мы всегда, конечно же, сидя!
Пока учим по фразам, запоминаем, соединяем выученные кусочки, закрепляем - всё, конечно же, сидя!
А вот при "концертном" исполнении - играем стоя!
Во- первых, так красивее и более впечатляюще / на мой взгляд/;
Во-вторых, опять проблема с этими стульями - пока их поставят дети, рассядутся, это же сколько грохота и времени...
В третьих: дети быстро и легко берут металлофоны и становятся рядами, врассыпную или в круг - без шума и звона, быстрое перестроение и подготовка к номеру очень важно на празднике- нет затянутостей и пауз.
И стоят-то дети и держат на весу металлофон считанные минуты,1-2 минуты,
т.е. не успевают устать!
В четвёртых: с нижней стороны металлофона специально есть такая панель- именно для держания рукой - для чего-то она сделана?.. значит, надо использовать!
Ведь сидя, и играя на коленях, дети не держат эту панель! Она сделана ИМЕННО ДЛЯ ИГРЫ СТОЯ, чтобы было удобно держать металлофон!
Но это только моё мнение, а ты делай-как тебе и твоим деткам удобно! И ещё: это качается старших ребят и больших металлофонов!
А малыши, естественно, будут играть сидя - им инструмент большой не удержать.
Но для малышей я использую малюсенькие металлофоны: или шумовой оркестр или ритмический, или одну нотку стучат - пока учим - сидя, но всё равно на празднике- стоя - там вообще этот оркестрик звучит 20 секунд..когда им уставать? ... зато как эффектно и без грохота стульев!
И, наверное, ещё зависит от стиля исполняемого произведения: лирика это, или народная музыка! т.е. всё очень индивидуально и зависит от замысла!
- Я давно использую цветные полоски. Для удобства иногда применяю карточки. Наклеиваю на карточку цвета и отдаю ребенку. Дети запоминают и потом справляются уже без подсказки.
Венера, Обнинск
- А представьте еще если бы у фортепьяно не было бы черных клавиш. Как бы мы играли? Тут даже бы и с нотами невозможно было сыграть самому большому ассу!
Екатерина, Ленинградская обл.
Надо различать: индивидуальные упражнения по подбиранию крошечных ходов мелодии;
и оркестр в истинном проявлении- с сопровождением фортепиано или фонограммы оркестра!
Ведь даже профессиональные музыканты учат партии по НОТАМ, а не подбирают по слуху!
А у нас - дети, и ноты, стало быть, тоже детские - яркие и цветные карточки! По-моему,всё логично!
- Ваши подготовишки так изумительно играют на металлофонах... С чего начинаете? Какой репертуар используете?
Оксана, Санкт-Петербург
когда находишь красивую мелодию в том стиле, в котором хочешь представить оркестр, да на металлофонах есть цветовая гамма - тут уже всё зависит только от нашей фантазии, которая предусматривает, конечно, способности детей и.. учитывая, много ли времени ты можешь уделить оркестру, подбираешь и записываешь цветовые ноты.
Если дети продвинутые, с хорошей памятью, чувством ритма, значит выписываешь-саму мелодию или её фрагменты, насколько позволяют возможности диатонического металлофона.
А если дети сложные, и времени на разучивание немного- значит пишешь для себя, а потом и для детей партию попроще - основанную на основных звуках трезвучий- T-S-D-T.
Учат дети эти несложные партии по тактам- 1-2 такта за занятие, и засчёт цветового восприятия, запоминают ОЧЕНЬ быстро и легко, на следующем занятии закрепляем эти такты, и если всё успешно, добавляем ещё парочку... так-
как на ниточку бусы собираем целую фразу, и их, как правило, всего 4: они небольшие, короткие и, обычно, 1 и 3 фразы очень похожи.
Так что это только кажется сложным - просто очень эффектно звучит с оркестром, а на самом деле партии очень просты и доступны!
- Наиболее трудно для меня подобрать репертуар для малышек. Я понимаю, что лучше всего р.н.п.,да вот к Новому году, хотелось бы более изящное...поэтому и возник этот вопрос о репертуаре, зная с каким мастерством и вкусом вы подбираете произведения для детского исполнения...
Оксана, Санкт-Петербург
А какой возраст детей вас интересует? Потому что, честно вам скажу, что мелодический оркестр я применяю только в старшей-подготовительной группе - я имею ввиду- такой, больше похожий на взрослый оркестр, видео которого я выкладывала.
А в средней группе- детки могут освоить пока только несколько нот, да и то не вразброд, то есть без скачков, чтобы пластины металлофона находились рядышком - просто в силу их возрастных способностей и возможностей. Потому и используют часто в таких первых оркестровых шагах народные мелодии- из-за простоты мелодий.
Но вот на Новый год брать народные мелодии- вроде как-то не стиле праздника- если только подвести оркестр под сюжет - ну, например, помните, сценку "У Зайчишки Новый год"?
Там в конце сценки последний приходит щенок- Барбос и говорит: "Но зато принёс я зайке для веселья балалайку!" И ведущая подводит итог:"Ну и поздравленье, всем на удивленье!"
И как итог- такой зарисовочки под русскую народную сказку- может быть оркестр, который и исполнит народную плясовую мелодию - там она будет оправдана!
Или для Дедушки Мороза сыграть плясовую, а Дед попляшет... тоже можно!
Но всё же на Новый год, такой волшебный и сказочный праздник, уж если брать оркестр в средней группе, то лучше- на мой вкус- ритмический, что-то с колокольчиками, треугольниками, во-первых, сказочно, празднично, и то, что дети будут держать ритм, это уже полдела для начинающего оркестра!
Я, например, в прошлом году брала Танец Феи Драже - там колокольчики и треугольнички детские сливались с музыкой Чайковского, / музыка казалось бы сложная, а ритм - простой, ярко выраженный и сдержанный, играть его несложно, кроме того- знакомство с классикой,/ и всё было так сказочно, и в конце выходили на танец льдинки - как будто на зов этой хрустальной музыки... всё было в едином стиле..
Но каждый музыкант- сам себе режиссер, сам себе сценарист и дирижёр, поэтому делайте так, как ВЫ видите свой праздник и воплощение своего оркестра!
- А как Вы разучиваете партии? С каждым индивидуально? Хочу взять оркестр "К Элизе", но металлофонов всего 3. Плюс ксилофон. Как Вы думаете, можно ли заменить остальные партии колокольчиками (правда они все на одном звуке играют) и треугольниками?
Юлия
После прослушивания МОЕГО исполнения на металлофоне -сначала учим, проговаривая вслух, цветовую последовательность, затем "играем" пальчиком по клавишам без звука, затем учим по 1-2 фразы, уже играя молоточком по клавишам.
И учим сразу- все вместе, чтобы дети слышали оркестр, гармонию, согласованность звучания, тем более, что партии несложные, упрощенные, очень легко запоминаются детьми эти цветовые сочетания!
На индивидуальную работу просто нет времени на занятии...но вот если ребёнок отсутствовал при разучивании- тогда, конечно, индивидуальная работа тут просто необходима!
Сейчас мы играем с детьми прекрасную вещь Ф. Листа " Люби"... это что-то невозможно красивое!!!!...
Там партия чуть сложней, я думала, что детям будет сложно запомнить.... но они так быстро запоминают, потому что возникает такая заинтересованность, волнение от СОПРИЧАСТНОСТИ к этой красоте!!!! Это так вдохновляет ребят!!! Что ОНИ играют вместе с симфоническим оркестром, и это гармонично и так благозвучно звучит!
Конечно, очень жаль, что у вас мало металлофонов.... ну, что же, надо исходить из того, что есть... можно колокольчиками заменять кусок партий... смотря, какую вещь вы будете брать в оркестре! И 3 металлофона с ксилофоном могут прозвучать нежно и красиво!
- Как Вы разделяете пластинки по цветам - наклеиваете цветные стикеры?
Юлия
Наклеиваем узкие цветные полоски на верхнюю часть железных пластин, а поскольку нот - 7 и цветов - 7, то проблем нет. Мы заменяем оранжевый цвет- на белый - для контраста с желтым (если клеить по правилам "радуги"), а вообще- тут полная свобода...
- Спасибо Вам огромное за оркестр "Люби" Листа. Музыка - чудо!
Светлана
Это не мне, а Листу - спасибо за такую божественную музыку .... а я просто ТАК хотела, чтобы, помимо знаний имён великих Моцарта, Бетховена, Баха, Вивальди, мои дети запомнили ещё и это имя - Лист, и узнавали эту мелодию, спустя много лет,..
как, я уверена, будут узнавать и 40 симфонию, и органную токкату ре-минор, и "Времена года", и "Лунную сонату" , и "К Элизе", и т д, ведь то, что заложено в детстве, остаётся в памяти надолго...
А уж соприкосновение с такой музыкой не только в слушании, а ещё и в исполнительстве, я надеюсь, впечатлит детей на долгие годы и сделает их добрее, милосерднее, поможет стать духовными и тонкими людьми!