Пение и артикуляция

- Алла Анатольевна, позвольте и мне высказать свое восхищение Вашей работой. Дети поют и танцуют прекрасно. Но я как логопед заметила и еще одну особенность - они чисто говорят. Просмотрела Ваше занятие в средней группе - практически все дети выговаривают все звуки! "По дорожке я скаЧу и каЧу куда хоЧу". Прекрасно слышно чистый звук [ч]. И [р], и шипящие чистые. Я в восторге! Такого сейчас просто не бывает! Поделитесь секретом, откуда такое чудо!?

Екатерина, Санкт-Петербург

Огромное вам спасибо, что увидели и услышали и эту сторону вопроса!
Многие музыканты оценивают игровое распевание с точки зрения явного улучшения звуковысотного слуха у детей, то есть, дети начинают заметно лучше петь!

Но вы первая обратили внимание на то, что в распевках предусматриваются ещё и упражнения на дикцию, артикуляцию и дыхание!
Дело в том, что когда я сочиняла тексты к распевкам, я продумывала этот вопрос очень тщательно, ведь это больная тема всех детских садов! У каких-то садов есть статус"логопедический", а у каких-то его нет... но это вовсе не значит, что дети в них говорят чисто! У нас просто нет мест в логопедических садах, места в речевых садах ограничены, поэтому нам приходится, в отсутствие логопеда, заниматься этим самостоятельно, ведь плохоговорящих детей у нас ОООГРОМНОЕ количество!

Продумывая тексты двустиший игрового распевания, просто НЕОБХОДИМО было решать попутно, помимо мелодики, ещё и речевые задачи!
Вы так верно заметили: в распевке "Колобок", казалось бы, в такой простой строчке, да ещё пропетой в быстром темпе, " по дорожке я скаЧу, и каЧу, куда хоЧу", явно угадывается скороговорка, которую мы проговариваем сначала медленно и чётко, утрируя звуки, потом сдвигая темп, поём, добиваясь чёткой дикции и, при этом, лёгкости пения! Очень помогают ребятам в освоении этой строчки жесты: мы показываем только руками:
- скок-скок (скачу) 
- плавные жесты ( качу)
- куда хочу ( развести ручки)

А какой чёткой дикции нужно достичь в распевке "Медведь и пчела"? "Жу-жу-жу-жу-жу, домой иди, не поймаешь рыбку ты!"- и это в таком быстром темпе! да ещё в высоком регистре!

А дыхание в распевке"Золушка"?

Такая длинная фраза: "Ах, как хотелось в праздничном платье Золушке тоже съездить на бал!" в темпе вальса - должна спеться на одном дыхании, не прерывая его, по всем законам пения вокала. 

Да что там говорить! Тот, кто начал или будет только заниматься по игровому распеванию, увидит и заметит эти особенности и поймёт, что в этих, кажущихся простыми, распевках, продуманы все мелочи, которые ДАЛЕКО НЕ МЕЛОЧИ: и скачки в мелодии (я назвала это "контрастным интонированием", и дыхание, и артикуляция, и ОСОБЕННО ДИКЦИЯ!
Ведь распевание должно, просто обязано решать весь комплекс певческих задач, иначе какая же от него польза?

А польза быть ДОЛЖНА!!!! Будет польза и успешность в распевании, будет отдача и в пении!

Только распевание должно быть ИНТЕРЕСНЫМ для детей, тогда их будет ПРИВЛЕКАТЬ это ОБУЧЕНИЕ!
А в процессе игры это ОБУЧЕНИЕ будет НЕЗАМЕТНЫМ для них! Дети будут петь по ролям, играть в распевки, а природа будет брать своё: постоянные упражнения родят НАВЫК, вот и будет РЕЗУЛЬТАТ!

Предлагаю вам немного материала по упражнениям для губ и языка и скороговоркам , которые ОЧЕНЬ помогают развивать у детей дикцию, артикуляцию, правильное дыхание.

Эти упражнения и скороговорки обязательно нужно НЕ ТОЛЬКО ПРОГОВАРИВАТЬ, но и ещё ОБЫГРЫВАТЬ, пытаться сыграть образы, если они есть в содержании скороговорки, а если конкретных образов нет, то тогда очень поможет смена интонации, её выразительность, а не просто механическое проговаривание слов.

Тогда привычка говорить выразительно - даже скороговорку – обязательно пригодится в выразительности фраз, стихов, и в пропевании слов песен.

« Упражнения для речевого аппарата, губ и языка»

«Хоботок»

Вытянуть губы «хоботком» ( как при артикуляции звука «У»). Напрячь губы – и отпустить.

«Подражаю я слону,
Губы хоботком тыну.
А теперь их отпускаю и на место возвращаю.
Губы не напряжены и расслаб –ле - ны.»


«Рот на замке»

Поджимаем губы так, чтобы их совсем не было видно – закрываем рот на замок.
Сильно сжимаем губы, потом отпускаем.

« На замок рот закрываем, а потом мы отпускаем»

Три стадии смыкания губ:

1 «Лягушка»
Собранными губами, как в упражнении «Рот на замке» смыкаем и размыкаем их, произнося звук крепкими сомкнутыми губами, напоминающий кваканье лягушек.
2. «Рыбка говорит»
Тот же приём – «рот на замке», но совсем беззвучный, губки крепкие.
3. «Пузыри на лужах»
Тот же крепкий звук, но более быстрый и прозрачный – «пузыри лопаются на лужах во время дождя»

«Лягушки -2»

Губы вытягиваются, как при произношении звука «И», а затем возвращаются на место.

«Тянем губки прямо к ушкам!
Вот понравится лягушкам!
Потяну- перетяну, я совсем не устаю!
Губы не напряжены и расслаб –ле-ны!»


«Орешек»
Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орешек. Крепко сожмите зубы. Челюсти напряглись, стали как каменные. Это неприятно. Разожмите челюсти – стало легко, рот приоткрылся, расслаблен.

«Зубы крепче мы сожмём,
А потом их разожмём.
Губы чуть приоткрываются, 
Всё чудесно расслабляется!»


«Сердитый язык»

Язык упирается в верхние зубы, затем опускается к нижним. Он старается «вытолкнуть» зубы наружу, потом расслабляется.

«С языком случилось что –то: он толкает зубы!
Будто хочет их за что –то вытолкнуть за губы!
Он на место возвращается и чудесно расслабляется!»


«Горошина»
Язык прижимается к щеке и надавливает на неё, как будто за щекой спрятана горошина. Языку неудобно быть в таком положении, и мы возвращаем его на место.

«Конфета»
Тот же принцип: язык упирается в щёку, как будто во рту круглая конфета. Мы катаем эту конфету по всему рту – от одной щёчки к другой – по кругу.

Театральный этюд: покажи мимикой, что ты кушаешь 
- сладкую конфету ;
- кислую;
- горькую таблетку;
- снова сладкую конфетку.


« Горка»

Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть его «горкой».

«Спинка языка у нас станет горочкой сейчас.
Я растаять ей велю – напряженья не терплю!
Язык на место возвращается и чудесно расслабляется!»


«Зайцы жуют»

В быстром темпе слегка покусать верхнюю губу, затем нижнюю, затем щёчки изнутри.

« Буратино» 

Буратино улыбнулся: растянуть губки как можно шире,
затем Буратино удивился: вытянуть лицо и губы.

«Поцелуй розу»

Вытянуть губки и коснуться ими воображаемой розы, собрать губки в бутон.

Речевая гимнастика, скороговорки

Первое упражнение, которое мы всегда говорим ПЕРЕД разучиванием или произнесением скороговорки, такое:( которое по сути своей тоже является скороговоркой и прекрасным речевым упражнением)

« Кто хочет разговаривать – тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать и будем выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно!»

Скороговорки короткие, но яркие:

- От топота копыт пыль по полю летит ( произносится крепкими губами с полушепота - до звонкого произнесения и опять сойти по громкости на "нет" - образ приближающегося и удаляющегося табуна)
-Купи кипу пуха;
-Ткёт ткач ткани на платки Тане;
-Водовоз вез воду из водопровода;
-У ежа и ёлки иголки колки;
- Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон – как в капюшоне он смешон! ( с мимикой и жестами);
-Все бобры для своих бобрят добры;
-У нас гость унёс трость;
-На дворе трава, на траве дрова;
-Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет ( с мимикой и жестами);
- Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои;
- У осы – не усы, не усищи, а усики;
-Шла Саша по шоссе и сосала сушку;
-У ежа - ежата, а у ужа – ужата;
-Шапкой Мишка шишки сшиб;
- Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке ( мимика в парах);
- Хорош пирожок – внутри творожок! ( со сменой мимики):
а) Ребёнок любит пирожок – мимика радостная;
б) Ребёнок рад пирожку, но не любит творог – мимика меняется во второй части скороговорки;
- Дели с дружком пирожок с творожком;
-Шесть мышат в камыше шуршат;
-Король – орёл, а орёл – король;
-Проворонила ворона воронёнка;
- Мороз мосты мостил, мостил да не вымостил;
- У Дарьи в дому оладьи в меду;
- Дали Глаше простокваши, а у Глаши- каша;
- У Сени и Сани в сетях сом с усами;
-Валин валенок провалился в проталинок;
- Наш Полкан попал в капкан;
- Опять пять ребят нашли у пенька пять опят;
-Шел Егор через двор, нёс топор чинить забор;
-Перепел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят;
- У 33 полосатых поросят 33 хвостика торчат;
- Летят три пичужки через три пустых избушки;
- Не клюй, курица, крупку, не кури, Кирилл, трубку;
- Ходит квочка около дворочка, водит деток около клеток;
-Сова советует сове: "Спи, соседка, на софе. На софе так сладко спится – о совятах сон приснится";
- В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка;
- Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала;
- Арина грибы мариновала;
-Марина малину перебирала;
- По траве тропа протоптана;
- Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь, шуршишь!» Мышонок шепчет мыше: «Шуршать я буду тише!»

Регистрация и вход

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0